Шум в связи с продажей Тегерану 29 российских зенитных ракетных комплексов «Тор-М1» в конце 2005 года поднялся изрядный, хотя секретарь Высшего совета по национальной безопасности Ирана Али Лариджани в интервью агентству France Press вполне резонно отметил: «В чем проблема? Нам что, нужно для этого чье-то разрешение? Иран заключает контракты на продажу или покупку оружия со многими странами. Например, с Китаем. Нынешняя сделка с русскими тоже далеко не первая».
Кстати, соглашение между Москвой и Тегераном касается не только поставок ЗРК на сумму более чем 700 млн. долларов, но и, как свидетельствуют сообщения СМИ, партии патрульных катеров, модернизации построенных в советское время тактических бомбардировщиков Су-24 и истребителей МиГ-29. Именно это увеличивало сумму российско-иранской сделки до 1 млрд. долларов. Следовательно, не исключено, что на самом деле столь взволновала Вашингтон и Тель-Авив отнюдь не информация о грядущем поступлении на вооружение иранской армии «Торов», а усовершенствование в ближайшем будущем самолетного парка ВВС одного из главных врагов США и Израиля.
И в самом деле. Корни последнего соглашения между РФ и ИРИ в области военно-технического сотрудничества уходят в события двухлетней давности. Тогда Иран планировал заключить с Россией контракт на создание для защиты АЭС в Бушере полноценной системы ПВО, основанной на ракетных комплексах С-300 ПМУ. «Торам» здесь отводилась скромная роль охранников этих ЗРК дальнего радиуса действия от противорадиолокационных ракет. Кроме С-300 и «Торов» в состав системы противовоздушной обороны должны были войти купленные в начале 1990-х годов ЗРК С-200, а также американские комплексы «Хок» (поставленные США еще во время ирано-иракской войны и ставшие одной из причин скандала «Иран-контрас») и британские «Рапир». Но в полной мере эти замыслы не осуществились: во-первых, программа оказалась слишком дорогой (более 2 млрд. долларов), а во-вторых, необходимого количества С-300 на продажу в России не было ни тогда, ни сейчас (особенно после заключения соглашения о поставках С-300 в Белоруссию, что и понятно – слишком близко от границ РФ Литва с ударными самолетами НАТО).
Но для американцев и израильтян ситуация не столь плоха, как это выглядит в эмоциональных заявлениях политиков: «Торы» (созданные в середине 1980-х годов для защиты войск на марше) были лишь элементом ПВО Бушера, причем не самым основным, а без С-300 эта система напоминает танк без экипажа – оружие мощное, но не хватает самого главного. Так что если США и Израиль все же решат нанести удар по Ирану, то российские «Торы» лишь осложнят выполнение этой задачи, но не сделают его невозможным.