Единая политика Европейского союза в области безопасности и обороны все еще находится в стадии формирования. Почему?
Дело в том, что в ЕС есть лишь два государства, Вооруженные силы которых способны самостоятельно решать весь комплекс боевых задач, – Франция (военный бюджет в 2005 году составил 41,6 млрд. долларов, численность ВС около 255 тыс. человек) и Великобритания (военный бюджет 51,1 млрд. долларов, численность ВС 206 тыс. человек). Экономически самая мощная в ЕС страна – Германия – хоть и имеет мощный бундесвер (284,5 тыс. человек), но не обладает ни ядерным оружием, ни авианосцами.
Кроме того, военная деятельность ЕС во многом зависит от Североатлантического альянса, чье руководство фактически только формально поддерживает стремление европейцев проводить собственные военные операции, и Вашингтона, у которого в ряде случаев тяга Евросоюза к оборонной «самостийности» вызывает раздражение.
Для создания оперативного потенциала, по мнению экспертов, государства ЕС должны быть в состоянии развернуть в двухмесячный срок Европейские силы быстрого реагирования (ЕСБР) численностью 50–60 тыс. человек, изначально предназначенных для проведения гуманитарных и миротворческих акций. В то же время абсолютное большинство входящих в Евросоюз стран являются одновременно и членами НАТО. Они постепенно становятся регулярными участниками военных акций по всему миру (Косово, Афганистан, Босния и Герцеговина, Ирак и др.). При этом их воинские контингенты действуют в составе как группировок альянса, так и различных коалиций.
И вот теперь Евросоюз полностью взял на себя предстоящую операцию по обеспечению президентских выборов в Демократической Республике Конго (бывший Заир) – третьей по величине стране Африки (территория ДРК примерно в шесть раз больше, чем ФРГ, население около 58 млн. человек).
Что заставило руководство ЕС решиться на такой шаг? Во-первых, европейцы по-особому заинтересованы в стабильности в измученной распрями ДРК и Африке в целом. Считается, что успех президентских выборов, сроки которых уже не один раз переносились, в Конго в решающей мере разрядил бы общую напряженность на континенте, откуда уже многие годы не иссякает поток беженцев, направляющихся прежде всего в Старый Свет. В случае же провала голосования внутреннее противоборство, согласно прогнозам специалистов, усилится и волна африканских иммигрантов захлестнет Западную и Центральную Европу. Во-вторых, требуется надежный контроль над ситуацией именно в ДРК, так как существует опасность попадания конголезского урана в руки террористов. В-третьих, государства – члены ЕС хотели бы активно участвовать в «более справедливом» распределении богатств конголезских недр.
В международно-правовом отношении операция в бывшем Заире выглядит достаточно подготовленной. Имеются соответствующие мандаты ООН и ЕС, получено согласие со стороны национальных европейских парламентов и нынешних конголезских властей. Однако отношение в странах Евросоюза к данной миссии далеко не однозначное. Многие парламентарии и военные выражают сомнения в целесообразности и эффективности этой затеи. Они задаются вопросом: что делать европейским солдатам и офицерам, если выборы закончатся неудачно и начнется открытое вооруженное противоборство? Ведь численность контингента ЕС и сроки его пребывания в Конго слишком малы, чтобы серьезно рассчитывать на успех в нестабильной раздираемой противоречиями стране.
Примечательно, что за направление войск на Черный континент ратуют преимущественно политики, но не военные специалисты. В частности, с острой критикой операции в ДРК выступил председатель Немецкого союза бундесвера полковник Бернхард Гертц. По его словам, у африканской экспедиции нет ни концепции, ни ясных политических целей. Жизнь германских солдат необоснованно подвергается опасности. К тому же миссия стоит больших денег, например, ФРГ она обойдется в 56 млн. евро.
Тем не менее руководство операцией возлагается именно на бундесвер, который выделяет 500 военнослужащих для выполнения общих задач и еще 280 человек для сил обеспечения. Штаб руководства операцией будет находиться в ФРГ (Потсдам). Командующим объединенным 2-тысячным контингентом ЕС назначен германский генерал-лейтенант Карл-Хайнц Фирэк. Французы, которые сыграли особую роль в инициировании данной акции и привлечении к ней немцев, намерены послать более 850 военнослужащих. Испания, Португалия, Швеция, Австрия, Польша и Бельгия направят от нескольких десятков до сотни солдат. Их задача будет заключаться главным образом в обеспечении работы аэродрома в Киншасе. Союзница США Великобритания от участия в «вылазке» уклонилась.
Миссия ЕС по обеспечению выборов в Конго строго ограничена по времени и должна продлиться четыре месяца. Немецкие военнослужащие разместятся в основном в столице Киншасе. Как заявил министр обороны ФРГ Франц-Йозеф Юнг, задачи бундесвера будут заключаться, в частности, в осуществлении руководства на оперативно-стратегическом уровне, участии в работе штаб-квартиры ЕС в Киншасе на оперативном уровне, проведении эвакуационных мероприятий в пределах Киншасы и осуществлении помощи другим контингентам в экстренных случаях. Планами не исключается отправка некоторых германских подразделений в соседний с ДРК Габон, где Париж располагает военной базой.
Французские войска будут находиться кроме Киншасы еще в 8–10 городах, в которых необходимо вести наблюдение за ходом выборов. Они же отвечают за поддержку международных сил ООН, уже действующих на территории Конго в рамках операции Monuc (17 тыс. солдат в основном из африканских государств), организацию и проведение эвакуации европейского контингента при возникновении чрезвычайной ситуации. Первоначально предполагалось держать в ходе акции часть подразделений ЕС на военных кораблях у африканского побережья, однако потом от такой идеи, похоже, отказались.
Как сообщается в зарубежной печати, выделяемые войска в моральном и боевом отношении хорошо подготовлены для выполнения миссии в Африке. Военнослужащим делаются прививки, необходимые для действий в условиях тропического климата. Проводятся специальные занятия и психологические тренинги. Считается, что для акклиматизации солдат на месте потребуется около одной недели. Предпочтение при отборе отдается лицам со знанием французского языка. К примеру, среди немецких офицеров и унтер-офицеров имеется достаточное число служивших в немецко-французском корпусе и прошедших подготовку в иностранном легионе. В европейских армиях уже накоплен определенный опыт действий в составе зарубежных военных миссий, в том числе и на территории Африки. Однако существует определенный дефицит в бронированных автомобилях, хорошо защищенных от действия мин и при обстрелах из стрелкового оружия.
По всей вероятности, операция в Конго обещает быть не последней зарубежной военной миссией Европейского союза. ООН готовит очередную военную акцию в охваченной кризисом провинции Дарфур в Судане. Вряд ли крупным европейским странам удастся остаться от нее в стороне.