0
1946
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

06.02.2008 00:00:00

Армии ШОС нужны НАТО

Марсель де

Об авторе: Доктор Марсель де Хаас - подполковник королевской армии Нидерландов, исследователь проблем российской политики, участник программы безопасности и разрешения конфликтов Клингендейл-института.

Тэги: шос, нато, талибы


шос, нато, талибы На учениях «Мирная миссия-2007» ШОС показала себя грозной силой.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

При рассмотрении современной деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в сфере безопасности возникает вопрос, не становится ли ШОС «НАТО для Востока», как ее принято квалифицировать после саммита 2005 года в Астане.

За последние пару лет ШОС сделала огромные шаги в сотрудничестве в сфере безопасности, в оперативном отношении (военные учения), а также в политике (политические концепции). Проведенные мероприятия и заключенные соглашения в 2006–2007 годах свидетельствуют об осторожном развитии ШОС в этом направлении. Рассмотрим только некоторые аспекты этой деятельности.

Возрастание военного фактора

До недавнего времени природа организации была главным образом политической и экономической. Однако некоторые тенденции свидетельствуют о более тесном сотрудничестве в сфере безопасности. ШОС все еще недостает существенных элементов, которыми обладает НАТО как зрелая организация: интегрированная военно-политическая структура с постоянными оперативными штабами, силами быстрого реагирования и непрерывной политической дискуссией. Еще одно существенное отличие: НАТО ориентирована преимущественно на внешние риски безопасности, а внимание ШОС в основном концентрируется на территории ее государств-членов. В сохранении такой ориентации в настоящее время особенно заинтересован Китай. Однако, несмотря на интровертность, интенсификация политики безопасности ШОС достигла такого уровня, когда уже нельзя исключать ее постепенного развития в направлении полноценной организации безопасности. Правда, для этого потребуется значительное количество лет.

Национальные интересы и недостаток общих взглядов

При рассмотрении перспектив ШОС важно иметь в виду, что сотрудничеству между странами-членами и наблюдателями в существенной степени не хватает общих целей. Широкая повестка дня организации и разнообразие членства однозначно снижают ее потенциальные возможности. Внутри ШОС государства–члены и наблюдатели обладают своими повестками дня, основанными на национальных, а не на общих интересах. Например, Китай ищет рынки сбыта и энергетические ресурсы, Россия стремится восстановить свой статус лидера в СНГ, а также статус сверхдержавы на международной арене, а политические режимы Центральной Азии рассматривают ШОС как гарантию их собственного выживания. Индия и Пакистан своим статусом наблюдателей, видимо, показывают Западу, что они следуют независимым курсом; цель Ирана может заключаться в его антиамериканизме. Смесь возможных различных целей демонстрирует, что у них не очень много общего.

Области конфликтов

Возможное расхождение целей присутствует и в других областях внутри ШОС. Например, могут расстроиться отношения Казахстана и Китая, поскольку Казахстан создал конфликтную ситуацию во время проведения «Миссии мира-2007». Казахстан, несмотря на свое членство в ШОС и участие в учениях, не смог из-за отсутствия желания или времени принять законодательство, позволяющее иностранным войскам пересекать его территорию. И войска НОАК были вынуждены проехать до российского полигона более 10 000 км.

Однако, может быть, проблема транзита иностранных войск будет решена в ближайшем будущем. Казахстан предложил принять у себя следующие учения ШОС в 2008 году. C другой стороны, Китай и Казахстан поддерживают благоприятные торговые отношения с Западом. Это обстоятельство, видимо, противоречит российским интересам.

Еще одна проблема состоит в том, что Казахстан и Узбекистан являются соперниками за региональное первенство. Более того, могут взорваться отношения между странами-наблюдателями Индией и Пакистаном. Отношения между ними уже давно носят антагонистический характер. Они опять могут смениться на (вооруженную) конфронтацию. Каковы будут последствия такого поворота событий для единства внутри ШОС и ее общих позиций? Более того, поддержка Ираном экстремистов-исламистов может привести к угрозе национальной безопасности одного или нескольких центральноазиатских государств.

Таким образом, существует вероятность того, что постоянно расходящиеся цели государств–членов и наблюдателей ШОС вызовут раскол в этой организации, эти цели могут парализовать ее деятельность.

Китай и НАТО

НАТО имеет отношения сотрудничества со всеми государствами ШОС, за исключением Китая. Начиная с 90-х годов этот альянс развивает двустороннее сотрудничество с пятью центральноазиатскими государствами в рамках программы «Партнерство ради мира», а также особые отношения с Россией, которые называются Совет Россия–НАТО. Китай часто констатирует свою подозрительность по отношению к акциям НАТО. Концепция формирования глобального партнерства с такими странами, как Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия, которые уже сотрудничают с НАТО, например в Афганистане, особенно сильно раздражает Пекин. Более того, и Китай, и НАТО раздумывают о том, вступать ли им в диалог друг с другом.

С учетом постепенного развития ШОС в направлении зрелой организации безопасности, операции НАТО в Афганистане, а также глобальности стоящих задач совершенно определенно можно сказать, что настало время действий. В некотором отношении ситуация в Юго-Восточной Азии сравнима с ситуацией в Восточной Европе 90-х годов. В то время распались как Варшавский пакт, так и СССР, и новые независимые государства искали более тесных связей с НАТО. Региональная держава Россия проявляла подозрительность и критический подход к такому развитию событий. Когда стало ясно, что бывшим государствам Варшавского договора будет позволено присоединиться к НАТО, альянс осознал необходимость умиротворительного шага по отношению к России для поддержания диалога в целях недопущения ссор. Поэтому с Россией было установлено особое партнерство. Аналогичным образом в схожей ситуации в Юго-Восточной Азии НАТО необходимо сделать такой же по отношению к Китаю. Такой шаг укрепил бы доверие и снизил бы степень подозрительности с обеих сторон.

Блоковое оперативное сотрудничество

То же самое относится к НАТО и ШОС. До настоящего времени НАТО противилась сотрудничать с ОДКБ. Однако в случае с ШОС, где доминирует не только Россия, но и Китай, это препятствует превращению ее в инструмент российской (антизападной) политики безопасности. Принимая во внимание их географическое и военное соседство с Афганистаном, а также угрозы, перед которыми стоят обе организации, – наркотрафик и терроризм, вполне возможна совместная деятельность.

ОДКБ предложила совместные действия с ШОС в целях недопущения возврата талибов к власти в Афганистане. Китай, который обычно не склонен к близким связям с ОДКБ, но осознает возникающие в регионе угрозы, может посчитать сотрудничество ШОС с НАТО лучшим способом решения этих проблем.

Поскольку ШОС и НАТО однозначно имеют общий интерес в повышении безопасности и стабильности в Афганистане, было бы мудрым объединить усилия и силы. Более того, сомнительно, что центральноазиатские государства, хотя они и подчеркивают заинтересованность в региональной безопасности, способны самостоятельно противостоять угрозам со стороны «Талибана» и «Аль-Каиды». Государства ШОС могли бы выделить контингенты и присоединить их к силам ISAF в Афганистане. Таким образом, армии ШОС были бы инкорпорированы в имеющую опыт военно-оперативную структуру для борьбы с общей угрозой.

Сотрудничая указанным образом, ШОС и НАТО могли бы снизить взаимную подозрительность и недоверие, а также совместно действовать по укреплению стабильности в Центральной Азии. Такой подход гораздо лучше, чем проведение сегодняшней выжидательной политики ШОС и НАТО.

Полностью статью доктора де Хааса читайте в ближайшем номере «НВО».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1327
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
855
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1601
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1560

Другие новости