"Фаина" перед загрузкой в порту.
Фото с сайта "Морской бюллетень – Совфрахт"
Ситуация вокруг захваченного сомалийскими пиратами судна «Фаина» с грузом украинского оружия на борту принимает все более тревожный и странный оборот. Умер капитан-россиянин. Морские бандиты снова подняли сумму выкупа – до 20 млн. долл. Неподалеку находится несколько зарубежных военных кораблей. Ближе всех стоит эсминец ВМС США «Ховард». Считается, что он намерен предотвратить попытку выгрузить с «Фаины» оружие. Однако роль американцев во всей этой истории вырисовывается далеко не однозначная.
«ФАИНА» И СОДЕРЖИМОЕ ЕЕ ТРЮМОВ
Грузовое судно паромного типа для перевозки колесной техники (типа ро-ро) «Фаина» (Faina) следовало в кенийский порт Момбаса с военным грузом. Это – 33 танка Т-72, ручные противотанковые гранатометы, различные боеприпасы, включая противотанковые с сердечниками из обедненного урана, запасные части. Водоизмещение ро-ро «Фаина» 13 650 тонн. Построено в Швеции в 1978 году. Оператор – украинская компания Tomax Team Inc. Судно шло под флагом государства Белиз. Экипаж в составе 21 человека – 17 граждан Украины, 3 россиянина, в том числе капитан, и один латыш.
25 сентября судно было атаковано тремя моторными лодками с вооруженными людьми. Капитан активировал тревожную кнопку, но помощи ждать было неоткуда. Захват произошел недалеко от экватора в точке с координатами 02:01N – 050:4E около 16.00 местного времени. Это в 220 милях от побережья Сомали в Индийском океане, а не в Аденском заливе, где обычно происходят пиратские нападения. Эксперты сразу заподозрили, что захват не случаен. Кто-то явно передал сомалийским бандитам данные о судне, грузе и его координатах. Этот район океана не является местом оживленного судоходства, поэтому пираты никогда здесь не охотятся.
Гражданские суда уже давно не появляются в водах, омывающих Сомали, даже в 200-мильной зоне. Они жмутся к противоположному берегу Аденского залива, к Йемену. Но это не спасает от пиратов. Нападения на суда совершаются практически ежедневно. Сомалийцы выходят в море на достаточно больших каперских кораблях, обычно это переделанные рыболовные траулеры. Обнаружив беззащитное судно, спускают на воду несколько моторных лодок с вооруженными людьми и пытаются идти на абордаж.
Очень часто экипажам удается отбиться. Брандспойты и огнетушители, большая скорость, а главное – высокие борта, куда не так-то просто взобраться, как правило, помогают спастись. У «Фаины» этот номер не прошел. Судно принудили повернуть в обратную сторону и встать на рейде сомалийского города Хобьо. Пираты сразу разобрались с грузом и объявили сумму выкупа – по миллиону долларов за каждый из 33 танков плюс 2 млн. за судно. Всего 35 млн. (по другим источникам – 25 млн. долл.). Но поскольку никто такие деньги платить не собирался, сумму снизили в 7 раз – до 5 млн. Как оказалось, временно.
27 сентября захватившие судно пираты вышли на связь с Министерством обороны Кении. Якобы для запроса о владельце судна. Пресс-секретарь кенийского правительства Альфред Мутуа заявил, что Найроби «не ведет и не будет вести переговоры с международными преступниками, пиратами и террористами». Но не станет вмешиваться в чужие переговоры. «Корабль пока так и не добрался до порта Момбаса, был захвачен в международных водах, соответственно ответственность за застрахованный груз целиком и полностью лежит на судовладельце», – подчеркнул Мутуа.
И вот здесь пошли сообщения, что груз оружия предназначался не Кении, а войскам автономного Южного Судана. Не совсем понятно, кто первый выдвинул эту версию – пираты или западные СМИ. Министр обороны Украины Юрий Ехануров заявил, что сделка по продаже оружия полностью соответствовала нормам украинского и международного права. Продавцом выступила государственная компания «Укрспецэкспорт». Само Минобороны Кении готово подтвердить документально свои права на военный груз. Со своей стороны, представители Народно-освободительной армии Судана (Южного) утверждают, что не приобретали оружия в Украине.
Но, что примечательно, СМИ с готовностью поверили бандитам, террористам, а не представителям правительств двух суверенных государств.
В ОЖИДАНИИ РАЗВЯЗКИ
Представитель Пятого флота ВМС США Натан Кристенсен заявил, что украинские танки, гранатометы и боеприпасы предназначались Судану. Правда, он не уточнил, Южной автономии или правительству страны. В связи с нестабильной ситуацией на поставки оружия в западный суданский регион Дарфур в 2005 году Советом Безопасности ООН наложено международное эмбарго. На сам Судан и его почти отделившийся юг эмбарго никто не накладывал. Однако США при поддержке ряда международных правозащитных организаций давно пытаются наложить запрет на любые поставки оружия режиму Хартума.
Ситуация складывается несколько странная. Кения, Украина и нефтеносный Южный Судан – верные партнеры США. Можно предполагать, что перехват груза оружия, если он действительно предназначался автономистам суданского Юга, это способ оказать на них давление. Видимо, южане начали отбиваться от рук, выходить из-под влияния западных покровителей. А ради контроля над месторождениями, тем более если к ним прицениваются китайцы, активно действующие в Судане, США готовы без колебаний пожертвовать интересами мелких партнеров.
К «Фаине», на борту которой постоянно находится 50 вооруженных бандитов, приблизились три иностранных военных корабля. Ближе всех, в нескольких сотнях метров, встал эсминец ВМС США «Ховард». Объявлено, что его задача – не позволить пиратам сгрузить оружие. Есть данные, что местные исламисты уже направили к Хобьо несколько катеров для приема груза. Выгрузить танки невозможно, потому что необходим специальный пирс, а гранатометы и боеприпасы вполне могут быть переправлены на берег.
Пираты меж тем снова подняли сумму выкупа за «Фаину» до 20 млн. долл. Их представитель заявил по телефону, что «это не выкуп, а штраф за незаконную транспортировку оружия через воды Сомали». В этом случае понятно, почему бандиты столь настойчиво утверждают, что груз предназначался Южному Судану. Они из разбойников сразу превращаются в честных борцов с терроризмом. Хотя про сомалийские воды бессовестно лгут. Впрочем, какая у бандита совесть?
В разоренном Сомали пиратство стало едва ли не единственным источником валюты. Одно время, когда к власти в стране пришел Союз исламских судов, морской разбой прекратился, но когда исламистов разбили эфиопские войска, пиратство возобновилось. И сейчас, по словам работающего в Кении эксперта по сомалийским проблемам Бруно Шиемски, молодежное крыло исламистов «Аль-Шабааб» тоже подключилось к вооруженному промыслу на море. «Теперь дело не только в деньгах, – считает эксперт. – «Аль-Шабааб» теперь рыщет по морю в поисках израильтян, американцев и других представителей западного мира. Дело принимает очень дурной оборот».
Пираты ведут себя нервозно. По сообщениям членов экипажа, дважды между ними вспыхивали перестрелки, трое пиратов убиты. Сами сомалийские разбойники отрицают данные факты. В случае попытки силового освобождения судна они грозятся убить заложников, а корабль взорвать.
Украинский президент Виктор Ющенко отдал распоряжение компетентным министерствам и ведомствам срочно принять необходимые меры для освобождения экипажа. Единственная госструктура, которая что-то могла предпринять, – это МИД. Она связалась с Минобороны Кении и попросила «принять меры для освобождения захваченного судна». А посольство Украины в Кении договорилось об обмене данными с МИДом и Министерством обороны этой страны, а также с посольствами Сомали, России, США, Великобритании и КНР для поиска оптимальных путей скорейшего освобождения судна и членов его экипажа.
Украина и Россия договорились совместными усилиями делать все возможное для освобождения моряков и захваченного судна. Сторожевой корабль «Неустрашимый» Балтийского флота направился в район Сомали, чтобы в течение нескольких месяцев обеспечивать безопасность российских судов в водах Африканского Рога. Есть ли на его борту боевые пловцы, способные взобраться на высокий борт и нейтрализовать полсотни бандитов без ущерба для экипажа, неизвестно. Морское сообщество категорически против того, чтобы подвергать опасности жизни моряков. Они дороже любого груза и политических амбиций.
ОПАСНАЯ ДОБЫЧА
21 августа сомалийские пираты захватили иранский балкер «Иран Дейанят» (Iran Deyanat), следовавший с грузом руды (по другим сведениям – железа) массой 42 500 тонн и неких «промышленных товаров» из китайского Нанкина на Роттердам для покупателя из Германии. Однако, по данным американских военных экспертов из журнала The Long War Journal, балкер нес в своих трюмах не только руду, но и химическое оружие. А также партию стрелкового оружия. Все это предназначалось исламистским повстанцам в Эритрее. Особые подозрения вызывал тот факт, что «Дейанят» принадлежит иранской фирме Islamic Republic of Iran Shipping Lines (IRISL), которой управляют военные. Непонятно только, зачем Ирану все это везти из Китая.
Захваченное судно пираты перегнали в район порта Эйл и провели ревизию груза. В результате некоторые из них получили химические ожоги, отравление и через несколько дней умерли. При этом еще успели потерять волосяной покров. Встревоженных представителей местной власти пираты на борт отказались пустить категорически, даже пообещали взорвать судно, если будет предпринята такая попытка. Но рассказали, что намеревались вскрыть семь грузовых контейнеров, однако не смогли одолеть кодовые печати и замки. Поэтому начали болеть и умирать, в отличие от команды, которая жива и здорова.
Тут же мировые СМИ принялись муссировать новость о наличии химического оружия на борту судна. Однако из имеющейся информации невозможно даже установить, какого характера отравляющие вещества оказали на пиратов летальное воздействие – удушающего, кожно-нарывного или нервно-паралитического типа? Стремительное выпадение волос, например, характерно для токсичных солей таллия, которые боевым отравляющим веществом не являются. Однако никто не делал токсикологическую экспертизу и патологоанатомическое вскрытие трупов. Может, пираты вообще умерли от какой-нибудь местной заразы.
Да и химическое оружие имеет совершенно определенный вид – артиллерийских или минометных снарядов, авиабомб. В крайнем случае, это баллоны или специальные бочки. Очень сомнительно, что у кого-то хватит ума их вскрывать и нюхать или трогать содержимое.
Однако набиравший обороты скандал неожиданно прекратился, как по команде. Просто в начале сентября США ввели санкции против компании IRISL, которая является главным национальным морским перевозчиком Ирана, и 18 ее дочерних компаний. По данным Министерства финансов США, IRISL осуществляет противозаконные перевозки оружия и его компонентов, других материалов, в интересах Министерства обороны Ирана. А еще незаконно поставляет их в страны и регионы, подпадающие под запрет ООН о поставках туда вооружений. При этом используются поддельные документы и различные схемы сокрытия поставок.
Но сам прием показал свою эффективность. В зоне действия пиратов никакую информацию проверить нельзя. Но СМИ ее охотно тиражируют как достоверную. Политики же эти данные используют на полную катушку.