0
2536
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

13.02.2009 00:00:00

Ограниченный контингент – год 2009-й

Вадим Фирсович

Об авторе: Вадим Фирсович - журналист.

Тэги: афганистан, армия


афганистан, армия Служу отечеству – Афганистану!
Фото Reuters

15 февраля исполнится 20 лет со дня окончания вывода частей Советской армии из Афганистана. И потому в этом материале речь пойдет, разумеется, отнюдь не о войсках, вновь посланных по приказу из Москвы «за речку»...

ЗАСТАВА

– Какой лидер был для Афганистана лучшим?
– Наджиб.
– ?..
– Он настоящий патриот, многое сделал для страны и добился вывода советских войск.
– Откуда вы это взяли?
– Генерала Ляховского читал. Лучшие книги по истории войн в Афганистане. У нас они очень популярны.

Мой собеседник – импозантный бородач – и его спутники недоуменно пожимают плечами: они искренне удивлены нашим невежеством. Мы также искренне поражены подобным ответом. На дворе – не 1987-й, а 2009 год, и мы не на собрании актива Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), а на заставе американской морской пехоты. Вокруг – затерянная в горах Фараха горная долина. За столом напротив – четыре бывших моджахеда, а ныне руководство уезда Гулистан – глава местной администрации, прокурор, управделами и начальник милиции. Перед беседой с ними была дилемма – представлять ли меня бывшим офицером Советской армии, когда-то служившим неподалеку, или, на всякий случай, простым американским журналистом.

Как в воду глядели. Нехорошо поглядывая в мою сторону, глава поведал о том, как однажды в 1985 году ночью «шурави» забрали его отца – вождя местного племени, старшего брата и мать с сестрой. Родственники так и сгинули, и он стал вождем и племени, и местного «сопротивления». Впрочем, не без помощи некоего всеобщего примирителя все быстро согласились, что кто прошлое помянет, тому глаз вон...

Начальник милиции вспомнил, как после двух лет «борьбы с неверными» перешел на работу в здешнюю милицию – всегда, понимаешь, любил порядок на местах. Вспомнили и былые битвы – «мы атакуем, они убегают, они наступают – мы бежим». Да, честно говоря, «шурави» всегда бились отчаянно. Хорошо, ну а после того, как ваши к власти пришли, почему все так нехорошо получилось? Хекматьяр, подлец, виноват, власти захотел, начал всех задирать, а дальше – сами знаете, дурной пример заразителен┘ Как талибы? Шалят понемногу. Но мы уже поймали важную птицу – заместителя муллы Омара, под командой которого здесь был отряд штыков в 400. После этого стало намного спокойнее. Только вот пусть товарищ лейтенант посодействует в установке поста с той стороны деревни – ходят по ночам злыдни, у народа деньги на джихад вымогают, а кто не дает – крадут, а потом выкуп требуют.

«Товарищ лейтенант» – офицер морской пехоты США Дэниел Юркович – грустно улыбается и раздает всем сигары. О делах потом. У него здесь усиленный взвод да три миномета. Людей не хватает. Круглосуточная круговая оборона – прошлым летом несколько сотен талибов атаковали старый форт его предшественника. Отбились без потерь, но раненых было много. Каждый день – патрули в уездный центр, изнурительные многочасовые подъемы в горы к «талибским пещерам», и каждый раз там – следы непрошеных гостей. Плюс – ночные выходы и засады. Техника не справляется с местным ландшафтом – половина «хаммеров» на приколе. А тут приказ командования – беречь топливо и боеприпасы. Между тем подавляющее большинство рядового состава – в первой командировке. Пацаны по 19–20 лет. Отличная подготовка, рвутся в бой, но не обстреляны еще. Куда там еще один пост. Вот весной обещают подкрепление, там посмотрим.

Кроме того, надо решать проблемы местной власти – помнят, черти, как при советской власти им все давали, а сейчас принцип другой – хочешь хлеба, получай зерно, расти и кормись. Вдобавок ходят местные с жалобами, что морпехи им мак на поле повытоптали и требуют компенсации.

Честно говоря, я совсем не ожидал, что просижу неделю на дальней горной заставе в совершенно мне неизвестном уезде Гулистан. В декабре прошлого года представился случай через четверть века еще разок вернуться туда, где так бурно начиналась моя офицерская биография, – в канун 20-летия вывода войск из Афганистана пришло приглашение друга-художника из газеты Los Angeles Times Романа Генна «устроить эксклюзивную поездку в Афганистан по особому блату с морпехами».

АРМИЯ

Нур Мухаммед Тараки, первый глава провозглашенной после Апрельской революции 1978 года Демократической Республики Афганистан: «┘она (армия) на первом этапе должна выполнять роль авангарда афганского народа. Через армию мы будем перековывать афганский народ».

Афганская аксиома – прежде чем вывести из Афганистана свои войска, необходимо создать действенную национальную армию. Это пытались делать все, но наибольшего успеха добился СССР – после ухода нашего Ограниченного контингента армия продержалась против моджахедов целых четыре года. Бывшие «душманы» почему-то сетуют – если бы не прекращение помощи со стороны России, кто знает, может быть, армейские части и не дали бы им совершить все те фатальные ошибки, которые привели в конце концов к национальной катастрофе.

В составе новой Афганской национальной армии (АНА) сейчас 68 тыс. человек, а к 2012 году планируется довести ее численность до 134 тыс. В прошлом году АНА увеличилась на 26 тыс. солдат и офицеров. В «учебках» постоянно проходят подготовку 7–8 тыс. курсантов.

Западные инструкторы признают, что сила нынешней афганской армии – в ее желании воевать, слабость – крайний дефицит профессионально подготовленных военных в условиях пугающего отсутствия в стране квалифицированных людских ресурсов.


Огонь по талибам.
Фото Reuters

СТРУКТУРА И СОСТАВ

Перемен в структуре и дислокации вооруженных сил не произошло. Армия разделена на корпуса, которые рассредоточены по основным регионам Афганистана. Зона ответственности 201-го корпуса со штабом в Кабуле – восточные и центральные регионы страны, 203-го (Гардез) – юго-восток, 205-го (Кандагар) – юг, 207-го (Герат) – запад и 209-го (Мазари-Шариф) – север. ВВС поделены между корпусами и сейчас фактически как отдельный вид вооруженных сил не существуют. В состав корпусов входит 14 бригад, в каждой бригаде – батальон управления, три–четыре пехотных батальона и батальон обеспечения, состоящий из инженерно-саперной и разведывательной рот, артиллерийских подразделений.

Четыре бригады самого большого в афганской армии 205-го корпуса дислоцируются в вотчине талибов – в Гильменде, Кандагаре и Заболе. В 201-м и 203-м корпусах – по три бригады. В 207-м корпусе – две, причем формирование второй (в Шинданде) было закончено лишь в январе этого года. 209-й корпус на спокойном севере включает пока единственную бригаду – создание второй намечено на конец 2009 года. На исходе прошлого года сформирована единственная пока в афганской армии дивизия. Ее основная задача – обеспечения безопасности столицы. Это позволит перенести штаб 201-го корпуса из Кабула в Джелалабад и эффективнее заняться наведением порядка в неспокойных юго-западных провинциях.

В состав этой дивизии войдет и пока единственный танковый батальон АНА из базирующейся в Пули-Чархи 3-й бригады 201-го корпуса. В батальоне – уцелевшие еще с советских времен 44 танка Т-62. Никакой помощи от союзников подразделение не получает – те считают, что в нынешней контртеррористической операции танки не нужны. К 3-й бригаде относится и единственный механизированный батальон на БМП-1, БМП-2 и «примкнувшим к ним» американским бронетранспортерам М-113.

В каждом корпусе АНА есть и батальон «коммандо». На практике это единственные пока в афганской армии подразделения, вооруженные штурмовыми винтовками М4 и приборами ночного видения. Но батальоны «коммандо» гораздо больше связаны с американскими спецвойсками, которые их тренируют, чем с корпусами, которым подчинены.

ОБУЧЕНИЕ

Рядом с Тадж-Беком («дворцом Амина») в Дарульамане расположилось командование боевой подготовки АНА во главе с генерал-майором Аминуллой Каримом, окончившим когда-то Академию бронетанковых войск в Москве. Министр обороны – Абдул Рахим Вардак и начальник Генерального штаба генерал Мохаммади – из моджахедов, а вот большинство старших офицеров, включая командиров всех корпусов и подчиненных частей, – сплошь выпускники советских военных училищ и академий.

Призывные центры действуют во всех провинциях. Всего их 34. С набором пока проблем нет, в армию берут с 18 лет, а вот предельный призывной возраст недавно был увеличен с 28 до 34 лет. Крупнейший сборный центр страны расположен в восточном пригороде Кабула. Здесь новобранцы находятся в течение 10–15 дней, здесь же получают обмундирование. Затем из них формируют учебные батальоны по 1200 человек, которые направляют на 10-недельные курсы первичного обучения в крупнейший в стране Кабульский региональный центр военной подготовки. Еще три таких же центра находятся в Гардезе, Мазари-Шарифе и Герате. В этом году откроется пятый центр в Хосте.

Кабульский центр расположен на восточной окраине афганской столицы, на месте полностью разрушенной военной академии. Его площадь – 80 кв. км и в год он выпускает 28 тыс. солдат, а потенциально может 40 тыс. Это – основная кузница кадров для вооруженных сил. Здесь же расположены и курсы подготовки младших офицеров. Каждые две недели центр выпускает по батальону – 1200 человек. Далее 25–30% курсантов на основе тестов грамотности переходят на продвинутый курс и учатся еще шесть–восемь недель, после чего становятся артиллеристами, связистами, тыловиками, медиками и прочими специалистами.

Боевое сколачивание батальонов в полном составе происходит в течение 45 дней в специальном центре, начавшем работу весной 2008 года.

В январе этого года состоялся первый выпуск – 84 лейтенанта созданной в 2005 году по образцу Вест-Пойнта Национальной военной академии Афганистана. Первые ее питомцы учились здесь четыре года, а средства на обучение и педагогов предоставляет Великобритания. Годовая потребность армии – 300 офицеров, и осенью уже 3 тыс. абитуриентов сядут за экзаменационные столы. В 2010 году академия переедет с нынешнего места в районе Кабульского аэропорта в новый комплекс, ранее известный как Харби Похантун (Военный университет). Строительство обойдется в 150–200 млн. долл. Там же будут располагаться штабной колледж и институт иностранных языков.

Курсы старших офицеров спонсируют США, но преподают в основном французы. С апреля 2009 года эти курсы преобразуются в колледж, где будет четыре уровня подготовки – от офицеров батальонного звена (капитаны) и до штабных курсов для генералов.

Интересное новшество – в соответствии с приказом Министерства обороны Афганистана каждое подразделение, начиная с учебного, формируется на основе принципа «этнического баланса», соответствующего процентному соотношению национальностей в стране. Так что 42% личного состава во всех подразделениях – пуштуны, 27% – таджики, по 9% – узбеки и хазарейцы. В оставшиеся 13% входят представители «малых народов» – пашаи, арабы, белуджи и нуристанцы.

БОЕСПОСОБНОСТЬ

Как АНА воюет? Сейчас афганская армия играет ключевую роль уже примерно в 60–70% проводимых операций. Основная проблема – слабое управление и обеспечение боевых действий.

Традиционная «напасть» – дезертирство – осталась, но усилиями Минобороны процент беглецов недавно снижен с 20 до менее чем 10.

Оценка боеспособности батальонов делится на четыре уровня. С уровня СМ-4 – неспособности выполнять основные задачи – сформированный батальон переходит на уровень СМ-3 – он уже частично готов выполнять задачи силами роты при поддержке союзников из войск коалиции. СМ-2 – опять-таки при поддержке коалиции способен к ведению операций уже в полном объеме. А вот уровня СМ-1 – когда батальон в полном составе может независимо планировать и осуществлять боевые операции – к октябрю 2008 года достигли пока всего 17 батальонов из 100 прошедших базовую подготовку. Большинство из них, естественно, входят в корпуса, наиболее задействованные в боевых операциях. Интересно, что части и подразделения сами не очень-то стремятся получить статус СМ-1 – не хочется лишиться помощи, поддержки и снабжения новым вооружением со стороны коалиции.

Бригаде для получения статуса нужно иметь батальон управления и два пехотных батальона с этим уровнем. Сейчас такая бригада всего одна┘

ВООРУЖЕНИЕ

Никто не может сказать, насколько улучшит эффективность действий переход афганской армии на вооружение стран НАТО. Сами афганцы очень хотят получить современное оружие, несмотря на то что еще неясны масштабы проблем, связанных с его обслуживанием и переобучением личного состава.

Тем не менее планируется поставка примерно 4 тыс. бронированных «хаммеров», которые придут на смену незащищенным джипам английского производства. Замена АК-47 на автоматические винтовки М16 (около 75 тыс. стволов) обойдется примерно в 60 млн. долл. РПК поменяют на пулеметы М249, ПКМ – на М240В, ДШК – на «Браунинг Мк2». Впрочем, к примеру, поступление в войска взамен неприхотливого «Калашникова» американской М16, требующей более тщательного ухода, вызывает много вопросов. Но «обкатку» в 205-м корпусе винтовка прошла успешно, и афганские военные на ура приняли новое оружие. А вот наши 122-мм гаубицы Д-30 решено оставить и даже закупить еще 70 штук.

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1467
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1674
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1778
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4093

Другие новости