0
2753
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

16.03.2009 00:00:00

Самоокупаемость ГЛОНАСС невозможна

Владимир Литвиненко

Об авторе: Владимир Литвиненко - кандидат технических наук, подполковник запаса.

Тэги: навигация, глонасс, галилео


навигация, глонасс, галилео Космический аппарат ГЛОНАСС.
Фото из каталога «Оружие России»

Развитие системы ГЛОНАСС является одним из наиболее приоритетных направлений в развитии российской космонавтики и осуществляется в рамках отдельной федеральной целевой программы, на реализацию которой ежегодно выделяются огромные средства.

Сегодня действуют две системы глобального позиционирования (GPS): российская ГЛОНАСС и американская NAVSTAR. В бытовом использовании все привыкли под GPS подразумевать именно американскую навигационную систему, что в строгом понимании неверно.

Европейский союз в 2003 году принял решение о создании европейской глобальной навигационной спутниковой системы Galileo. К 2012 году планируется запустить на орбиту 30 спутников. О создании региональных спутниковых навигационных систем независимо друг от друга объявили Китай, Индия и Япония.

Флаг коммерциализации

Весь достаточно длительный период развития ГЛОНАСС существовала идея об облегчении нагрузки на государственный бюджет. По какой же причине не удалось до сих пор решить эту задачу? Каким образом в условиях сложившегося доминирования NAVSTAR «Россия может выйти на самоокупаемость ГЛОНАСС или для начала хотя бы приблизиться к ней?». Именно так ставится вопрос в средствах массовой информации, ответ на который, по нашему мнению, является заведомо отрицательным.

А причина предельно проста. Достаточно сложно продать то, что бесплатно. Навигационные сигналы можно принимать бесплатно в любой точке земной поверхности. При этом главная функция ГЛОНАСС все-таки не коммерческая и заключается в обеспечении национальной безопасности путем формирования навигационного спутникового обеспечения, контроль за которым осуществляется Россией.

Не представляется разумным, чтобы государство занималось организацией каких-либо сервисов на базе сигналов ГЛОНАСС. Экономический эффект от внедрения систем навигации, как правило, достигается за счет повышения эффективности использования основных средств производства (в данном случае транспортных средств), расширения спектра предлагаемых услуг, снижения эксплуатационных расходов и повышения безопасности и снижения риска материальных потерь. Такой экономический эффект, очевидно, можно подсчитать на уровне конкретного предприятия. Видимо, можно получить какую-то величину экономического эффекта от использования спутниковых навигационных систем в масштабе государства. Но в любом случае такая величина не будет адекватно отражать реальный эффект от внедрения ГЛОНАСС. Во-первых, потому, что никто, видимо, не собирается использовать ГЛОНАСС независимо от NAVSTAR, так как никто не собирается создавать приемники, которые будут принимать сигналы только ГЛОНАСС, по крайней мере для гражданского массового рынка. Во-вторых, даже теоретически достаточно сложно связать доход конкретного предприятия с величиной средств, которые государство тратит на развитие и поддержание спутниковой группировки.

Если с услугами, которые можно предоставить с использованием сигналов навигационных спутниковых систем, все более или менее понятно, то с «железом» не так все просто. Иногда высказывается мнение, что американцы с их безальтернативной до недавнего времени GPS обогатились и продолжают обогащаться за счет выпуска навигационного оборудования для массового потребителя. Скорее всего так и происходит, но только для навигационного оборудования, используемого в военных целях, которое способно принимать специальные сигналы, повышающие точность и надежность местоопределения.

В массовом производстве навигационного оборудования Америка с некоторых пор утратила контроль над технологиями, и теперь центр массового производства переместился главным образом в Китай, в меньшей степени в Тайвань. Всем известные западные бренды Garmin, TomTom теперь выпускаются в Китае. По некоторым оценкам, более 95% автомобильных навигаторов сейчас выпускается в Поднебесной. Поэтому если кто и получает доход от продажи навигационного оборудования массового потребления, то это именно Китай.

Сможет ли российская микроэлектроника конкурировать с микроэлектроникой китайской – это отдельный вопрос. Одно ясно: без базового развития микроэлектроники нельзя рассчитывать на сколько-нибудь существенную долю рынка навигационного оборудования. Исключение может составить разве что внедрение отечественного оборудования, использующего NAVSTAR- и ГЛОНАСС-сигналы, в средства и системы Министерства обороны РФ и в транспортные компании, находящиеся в ведении органов исполнительной власти РФ. Весь остальной российский и зарубежный рынок будет использовать то оборудование, которое дешевле или которое имеет какие-либо конкурентные преимущества вне зависимости от места производства.

Поэтому чем раньше слово «коммерциализация» и ГЛОНАСС перестанут употребляться в одном предложении, тем лучше с точки зрения понимания дальнейшей стратегии развития как ГЛОНАСС, так и ряда отраслей промышленности, от которых это развитие напрямую зависит.

Пути развития

В современное вооружение навигационное оборудование входит по определению. Повышение надежности и точности работы навигационного бортового оборудования и систем, в которые это оборудование входит, за счет приема одновременно сигналов ГЛОНАСС и NAVSTAR, а в последующем и Galileo, сможет существенно повысить конкурентоспособность такого вооружения.

Интеграция приемников, способных принимать одновременно сигналы ГЛОНАСС и NAVSTAR, в зарубежную военную технику является также важным направлением. В этих двух случаях определяющим будет являться не столько стоимость оборудования, сколько его новое качество – потеря зависимости от американской системы спутниковой навигации.

Международная кооперация через развитие контрактного производства и сотрудничество с Европой, Китаем, Индией и рядом других государств в расширении использования сигналов ГЛОНАСС в действующих и перспективных навигационных системах – вот одно из главных направлений развития.

Существующие отечественные разработки двухсистемных приемников пока имеют существенно более высокую цену по сравнению с традиционными приемниками сигналов NAVSTAR. Поддержка на правительственном уровне в состоянии сформировать в ближайшие два года в России потребность в двухсистемных приемниках, достаточную для создания производства необходимых чипов в объеме, необходимом для снижения цены одного чипа до уровня уже существующих чипов типа SIRF III.

Формирование устойчивого внутреннего спроса на изделия электроники через промышленную политику, то есть стимулирование государством больших электронных проектов, ориентированных на национальную индустрию, в данном случае ГЛОНАСС, является одним из необходимых направлений стратегии развития электроники в России.

Однако формирование такого спроса не является достаточным. Почему в России не выпускаются сотовые телефоны? России срочно нужна «фабрика» по производству современных чипов, что является не просто символом технологических возможностей страны и ее промышленности. Это позволит контролировать не только производство, но и в значительной мере разработку перспективных электронных систем. Современная «фабрика» – это самые последние достижения в области высоких технологий и промышленного менеджмента, совершенно новые возможности для производства микроэлектроники и развития современной промышленности, новая культура производства, своеобразный интеллектуальный центр притяжения всех высоких технологий. Без государственной поддержки создание такой «фабрики» невозможно. Без такой «фабрики» невозможно отечественное производство навигационных устройств, способных конкурировать на мировом рынке.

В Китае сейчас более 50 компаний, которые рекламируют себя как производители персональных навигационных устройств. Однако отличие между продукцией этих компаний главным образом в дизайне, так как для начинки используются микросхемы всего двух-трех крупных производителей. Вот эти крупные производители базовых микросхем – «фабрики» – тем или иным образом были поддержаны на стадии становления и поддерживаются сейчас государством.

Таким образом, развитие систем инжиниринга и массового производства навигационных устройств для массового потребления может стать базой для инновационной экономики России в будущем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
978
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
814
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
961
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
648

Другие новости