После отмены режима контртеррористической операции (КТО) в Чеченской Республике 16 апреля прошло немногим более месяца. Каковы результаты?
Боевики отметили месячный юбилей отмены КТО 15 мая подрывом смертника у поста охраны здания республиканского МВД. Кроме самоубийцы погибли два сотрудника милиции и гражданин, находившийся за рулем автомобиля. Это он подвез смертника к зданию, но, вероятно, не знал, что его пассажир собирается сотворить. Ранения различной тяжести получили пять человек, находившихся поблизости.
Теракт вызвал жесткую реакцию президента Чечни Рамзана Кадырова. «Человек с оружием в руках хочет кого-то убить. Или он хочет умереть. Боевикам в этом, если они хотят умереть, помогут, и эта помощь будет эффективной», – заявил президент ЧР. Он больше не будет просить Москву о помиловании раскаявшихся членов незаконных вооруженных формирований и объявлять им амнистию. По его словам, он проконсультировался с руководством МВД по Чечне и других силовых структур и принял решение больше боевиков живыми не брать. «Где бы ни находились бандиты, они будут настигнуты и уничтожены. Для них только одна дорога: или немедленно обратиться в правоохранительные органы, получить свой срок и таким способом спасти свою жизнь, или оказаться на глубине трех метров под землей. Проблемы будут и у их родственников, из-за того, что они являлись их пособниками», – пригрозил Рамзан Кадыров.
О своей полной поддержке решения об отказе в амнистии членам бандгрупп, а также их уничтожении при оказании вооруженного сопротивления заявил муфтий Чеченской Республики Султан Мирзаев. Он сказал: «Если мы и дальше будем церемониться с преступниками как с малыми детьми, мы никогда не покончим с этим злом. Рамзан Кадыров не раз предоставлял возможность боевикам сложить оружие и вернуться к мирной жизни. Предлагали амнистию, прощали ошибки. Теперь же после совершенного убийства ни в чем не повинных людей такая возможность больше не представится». Отныне со стороны духовенства Чечни больше не будет никакого содействия по возвращению участников бандформирований. «Я воспользуюсь своим правом издать фатву, поддерживающую действия Кадырова, направленные на ликвидацию преступных группировок», – сказал Мирзаев.
17 мая Рамзан Кадыров приехал в соседнюю Ингушетию, где по обеим сторонам административной границы с Чечней развернулась спецоперация по поиску банды. Ему удалось объединить усилия подразделений МВД Чечни и Ингушетии. «Мы договорились, что будем вести против боевиков совместную борьбу независимо от того, на какой территории они будут находиться. Я давно ждал этого дня, – сказал Рамзан Кадыров. – Впредь не будет никаких уговоров, амнистий и помилований, преступников ждет только смерть. Также по всем законам будут отвечать и их родственники, которые дают им пищу и снабжают их информацией».
По словам Кадырова, в банде численностью 20–25 человек находятся арабы, азербайджанцы (у одного из убитых найден паспорт этой страны) и другие иностранные наемники. Задержанные члены НВФ заявляют, что поставлена цель каждый день убивать по четыре милиционера. Для полного уничтожения боевиков, считает Рамзан Кадыров, необходимо объединить усилия правоохранительных органов Чечни, Ингушетии и Дагестана.
Церемониться с бандитами действительно перестали. В случае сопротивления сразу открывается огонь на уничтожение. Одновременно увеличилось количество арестованных пособников НВФ. Вполне вероятно, что за счет родственников боевиков.
У Кадырова есть свой план ликвидации незаконных вооруженных формирований. Вот как он его описывает: «Горная территория республики разбита на сектора. За каждую зону определены ответственные лица, перед которыми поставлена задача нейтрализовать обнаруженных участников бандгрупп. Мы знаем, что их не более 50–70 человек. И я твердо уверен, что в ближайшее время они будут уничтожены». Впрочем, количество боевиков в заявлениях Кадырова не меняется уже года три.
Можно также отметить, что в Чечне активность террористов несколько выросла. С другой стороны, из-за затяжной весны позже начался летний период активизации бандподполья. Активнее террористы стали на всем Северном Кавказе – в Ингушетии, Дагестане, даже в Кабардино-Балкарии, где в центре Нальчика около здания МВД 18 мая четверо вооруженных людей устроили перестрелку с сотрудниками правоохранительных органов. Все четверо задержаны.
Месяц – слишком короткий срок, чтобы оценить результаты отмены КТО в плане борьбы с экстремистами. Зато можно оценить результаты отмены льгот и денежных надбавок. Зарплата чеченских милиционеров сразу снизилась вдвое, а то и больше. Многие из стражей правопорядка тут же стали писать рапорты на увольнение. Если еще недавно, по слухам, чтобы устроиться на работу в органы внутренних дел, надо было заплатить взятку в 3 тыс. долл., то сейчас, опять же по слухам, столько же надо «отстегнуть» за уход из МВД. Милиционеры, подавшие рапорты, уже жалуются на притеснения, угрозы и даже избиения. Известно, что Рамзан Кадыров периодически выплачивает всем милиционерам денежное вознаграждение, вполне способное компенсировать ликвидацию «боевых», но, видимо, это устраивает не всех.
Та же ситуация скоро возникнет в дислоцированных в Чечне подразделениях Минобороны и Внутренних войск. Поскольку контрактники начнут получать резко сократившуюся зарплату и, не исключено, тоже начнут писать рапорты. Вполне можно ожидать, что вместо них в Чечне снова появятся солдаты срочной службы. Ведь после отмены режима КТО Чечня перестала быть горячей точкой и ограничения на службу призывников больше не существует.