"Бой" в Крыму...
Фото с сайта Минобороны Украины
«Скорей бы вы на нас напали и освободили бы нас от Ющенко, Тимошенко и иже с ними!» – со смехом сказал по телефону автору этих строк один из полковников украинской армии на мою полушутку: «Как вы там, у себя в Украине, ждете нашей агрессии?» В том же духе высказались и еще двое старших офицеров в Киеве: «Только в бредовом мозгу могло родиться предположение, что вы на нас нападете, а мы будем до последней капли крови отстаивать идеалы нашей оранжевой революции». Из проющенковского Львова один из полковников ответил более сдержанно: «А можно, я промолчу?» Но все же добавил: «Хочется поступить, как наш начгенштаба Кириченко!» (генерал армии Сергей Кириченко в начале октября подал рапорт об отставке).
80% УКРАИНЦЕВ ЗА ДРУЖБУ С РФ
Эти «вздохи» в корпусе старших офицеров вооруженных сил Украины (ВСУ) отражают и настроения в украинском обществе в целом: согласно данным исследования общественного мнения, проведенного весной этого года социологической компанией Research & Branding Group, более 80% украинцев выступают за улучшение отношений между Украиной и Россией. Открытое письмо Дмитрия Медведева коллеге Виктору Ющенко, которое официальный Киев представил как «имперский окрик России», не повлияло сколько-нибудь существенно на этот показатель. Цифры различных социологических исследований разнятся несущественно: «за» мир с Россией от 77 до 84% граждан Украины.
Сюда же можно приплюсовать годичной давности (пик антироссийской риторики Киева, скандал с участием украинцев в пятидневной войне против России на Кавказе) исследования американского Института Гэллапа (Gallup, Inc). Авторитет его специалистов зиждется на том, что они поднимаются над какими-либо симпатиями или антипатиями. Так вот, год тому назад они провели мониторинг в странах бывшего СССР по проблеме отношения населения бывших союзных республик к русскому языку. В итоги, что называется, было трудно поверить: подавляющее большинство людей в странах СНГ выбрало русский язык. В Украине этот показатель составил 83%. Украинский сайт StopOrang по поводу полученных американцами «совершенно фантастических» результатов высказал наблюдение, что они существенно отличаются от данных проукраинских социологов.
Между тем на этом фоне не один «бредовый мозг» (по выражению упомянутого выше полковника из Киева) на украинском политическом олимпе, включая и президентский, аж из черепа (если не из кожи) лезет, рисуя «реалии агрессии москалей на суверенную Украину».
НЕ ИСКЛЮЧЕН ВТОРОЙ ФРОНТ
Экс-премьер Украины Юрий Ехануров, оказавшись на посту министра обороны страны, записал Россию в число стран, «политики которых, кроме высшего руководства, предъявляют территориальные претензии к Украине». Россия, мол, Крым хочет оттяпать, несколько лет назад Тузлу затеяла отобрать (памятный конфликт с песчаной косой на море, который быстро разрешился). Число стран ограничилось у него двумя – еще Румыния, где «уже и на высшем уровне заявляли о непризнании границ с Молдавией, что весьма опасно».
Кстати, в Киеве всерьез полагают, что Бухарест действительно нацелился на украинские территории – это Южная Бессарабия и Северная Буковина. А именитые эксперты на берегах Днепра даже рассматривают гипотетические сценарии вероятных боевых действий между Украиной и Румынией. Ну со всех сторон враги, как бы не пришлось войну на два фронта вести! О том, что Румыния – член Североатлантического альянса, в который официальный Киев так рвется, как бы забывается.
Другой бывший глава украинского военного ведомства, а ныне глава комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко, также не исключает возможности войны с Россией. Не далее как в сентябре он призвал «всех политиков не допустить такого варианта развития событий». Надо-де охладить агрессивные имперские амбиции нашего восточного соседа: «Война между Украиной и Россией – это катастрофа для всей Европы», поскольку, мол, на территории Украины и европейской части Российской Федерации находится немало атомных станций, дамб, плотин, химических и других предприятий.
Но если нападение таки случится, то, заявил Гриценко, «Украина сможет себя защитить». Он даже обрисовал, как это произойдет: «Нельзя рассчитывать на способность какой-либо страны отразить удар только по количеству бригад, корпусов и дивизий. Есть возможность действовать асимметрично, прежде всего – силами спецназа».
Вклад в будущее успешное отражение российской агрессии лично Гриценко уже внес: «В последний день на посту министра обороны 17 декабря 2007 года я подписал программу развития сил специальных операций». Впрочем, он тут же сказал, что, «несмотря на существование такой программы, ее реализация была провалена»: «На развитие сил спецопераций в 2008 и 2009 годах на целый год средств было выделено меньше, чем на парад – один час шоу для Верховного главнокомандующего в нынешнем году. Это преступление правительства и президента!» (Августовский военный парад по случаю Дня независимости в Киеве обошелся украинской казне более чем в 70 млн. гривен при запросе на него Министерства обороны 100 млн. гривен. Любопытно, что сам Гриценко, будучи руководителем военного ведомства, не перечил главковерху Виктору Ющенко, когда тот инициировал такие же «марши во время чумы».)
О многочисленных обращениях к Западу («Спасите нас от России!») различного рода прочих деятелей типа полузабытого ныне экс-президента Украины Леонида Кравчука здесь умолчим: в западных столицах на эти истеричные вопли реально никто не обращает внимания.
«ВОЙНЫ НЕ БУДЕТ», НО┘
Что касается президента и главковерха Виктора Ющенко, то он в вопросе о возможной российской агрессии на Украину «весь в противоречиях». Вроде бы в интервью бельгийской газете Standaard заявляет, что «войны у Украины с Россией не будет» (оговариваясь при этом, что «каждая страна, которая развивает свою политику на демократических началах и имеет границу с Россией, будет иметь сложности с Москвой», их уже «имеют» Литва, Эстония, Польша, а о Грузии, на которую в августе 2008 года Россия вообще напала, и говорить нечего). Вместе с тем утверждает планы учений, которые недвусмысленно свидетельствую, против кого Украина готовится воевать. Недавние (8 октября) тактические маневры ВМС на военно-морской базе у крымского озера Донузлав, по оценкам военных наблюдателей, не могут не свидетельствовать об этом.
Но двумя неделями раньше украинский верховный главнокомандующий отдал приказ 25-й отдельной воздушно-десантной бригаде «поиграть в войнушку» в Восточном Крыму – у Перекопа и границ с РФ. Были привлечены также зенитно-ракетные и артиллерийские батареи, инженерно-саперные подразделения, радиационная, химическая, биологическая разведка и военная медицина. Всего участвовало 120 единиц боевой техники. Правда, сам Ющенко эти маневры по какой-то причине не удостоил вниманием.
25-ю бригаду в наименьшей степени коснулся нынешний кризис в ВСУ. Эта часть считается одной из самых боеспособных войсковых единиц украинской армии. К месту «демонстрации силы» было направлено до полутысячи бойцов элитных аэромобильных подразделений, а непосредственное участие в «отражении агрессии» и «полном разгроме противника» принял 2-й парашютно-десантный батальон. Любопытно, что личный состав этого подразделения в большинстве своем сформирован из контрактников и призывников из западных областей Украины – Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской, где, как известно, находится наиболее преданный Ющенко электорат.
«Легенда» учений (информацию не постеснялись распространить среди журналистов) гласила: на территорию Восточного Крыма вторглись вооруженные формирования, которые создали непосредственную угрозу территориальной целостности Украины. Мало того, по вводной, условного врага поддерживает местное население. Похоже, в воспаленном мозгу планировщиков учений совсем зашкалило!
Как отмечала одна из крымских газет: «Кто «враг», не уточнялось, но даже при полном отсутствии фантазии нетрудно понять, что «воевали» с россиянами. Хотя, может быть, намекали и на Турцию, вторжение которой вполне могла бы поддержать некоторая часть населения Крымского полуострова (очевидно, татары – А.С.). С ядовитой усмешкой многие наблюдатели отмечали, что явной недоработкой разработчиков учений следует считать полное игнорирование братской помощи со стороны дружественной Грузии. Как бы эффектно выглядела высадка грузинских витязей на крымское побережье и потом совместный победоносный удар по захватчику! Удар, впрочем, был нанесен: 2-й аэромобильный батальон наголову разгромил превосходящие силы условного агрессора!
В дни этой учебы по «отражению агрессии» в Севастополе, где базируется российский Черноморский флот, матросы и дворники сдирали со стен листовки, которыми были облеплены улицы вокруг штаба ЧФ, а также у причалов российских кораблей и в Камышовой бухте, где дислоцируется морская пехота флота. Тут уж условностей не было. «Моряки-черноморцы! – призывали листовки россиян. – Разверните оружие в сторону вашего истинного врага! Кто останется верным присяге – будет уничтожен украинским спецназом!» И далее: «Украинские диверсанты из Морского Центра специальных операций минируют корабли ЧФ в качестве рядового учебного задания. В минувший раз такое учебное минирование было осуществлено непосредственно перед парадом в День Флота. Украинские Силы Передовой Обороны проходят полный курс боевой подготовки, укомплектованы контрактниками и вооружены до зубов». Подпись: «Координационный совет Русской радикальной оппозиции»... Бред? Не бред? Но листовки-то выглядели вполне физически, материально.
А СЛАБО ИЗ ОКОШКА ПРЫГНУТЬ?
С десяток видных киевских экспертов идут в фарватере Ющенко и прочих политиков, усматривающих в России врага. Достаточно назвать экс-секретаря Совета национальной безопасности и обороны Владимира Горбулина и директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) Валентина Бадрака (автору этих строк с последним некоторое время назад не раз приходилось общаться по телефону, и он не вызывал впечатления необъективного наблюдателя). Недавно они опубликовали статью, в которой пишут, что морские пехотинцы ЧФ РФ могут быть использованы для провокаций в Украине, если на выборах президента 17 января победит нежелательный для Москвы кандидат.
Прямым текстом говорится следующее: «На сегодняшний день вопрос российскими лидерами поставлен таким образом: либо Украина должна во время наступающих президентских выборов получить лидера – кремлевского вассала, который будет управлять страной, как Малороссией, российской окраиной, либо будут найдены поводы для применения против Украины жестких мер воздействия». «Жесткие меры» авторы делят на следующие составляющие: сначала-де ситуация в Украине со стороны РФ будет «раскачена» с помощью расположенных в Крыму российских войск, а именно тремя тысячами морских пехотинцев ЧФ. Как только Киев попытается пресечь их провокации, в дело вступят российские воздушно-десантные дивизии...
Потрудившись над написанием этой галиматьи в духе военно-политической страшилки, Горбулин и Бадрак успокаивают, что «подобное развитие событий достаточно маловероятно». Но задача по запугиванию рядовых украинцев в определенной степени выполнена: очевидно, кое-кто да будет смотреть на морпехов ЧФ в Крыму с тревогой, подозрением, поглядывая при этом в небо: а не летят ли уже караваны воздушных транспортников Ил-76 с российской десантурой?
Тут можно было бы и закончить – умный да поймет, – но есть смысл добавить следующее. В Киеве есть немало любителей вспоминать дела давно минувших дней, когда «алчная до чужой землицы Московия» якобы подмяла под себя борющуюся за свою государственность Украину. И как теперь не нагнетать страхи, когда нынешние украинские государственные деятели своими руками всего лишь за несколько месяцев с начала года почти полностью разгромили собственную армию (см. статью на 4 странице этого номера «НВО». – ред.). Что обидно, «козни Москвы» в этом развале никак не усмотришь (хотя кое-кто в Киеве уже намекает: «Тимошенко о чем-то все время шушукается с Путиным, видимо, хочет «сдать» России Украину»). Значит, надо мобилизовать «на защиту родины» электорат, без устали твердя о скором «нападении с востока».
Осталось только кому-нибудь из украинских политиков с криком «Русские идут!» выброситься из окна, как некогда, в 1949-м, это сделал экс-министр обороны США Джеймс Форрестол, свихнувшийся из-за страха перед «неминуемой агрессией» Советского Союза против Америки и ее союзников.