Умение бить врага стоит недешево.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
К 2011 году Россия планирует на треть увеличить количество иностранных военнослужащих, обучающихся в ее вузах. Одновременно руководство Минобороны настаивает, чтобы большинство курсантов и офицеров из зарубежных стран, в том числе и тех, что входят в Организацию Договора о коллективной безопасности, платили за эту учебу деньги.
20 апреля завершается срок подачи заявок на обучение иностранных военнослужащих в российских военных вузах. В Минобороны, ссылаясь на закрытость информации, пока отказываются называть количество будущих курсантов и слушателей, имеющих подданство других государств. Но начальник управления военного образования – заместитель начальника Главного управления кадров Минобороны РФ Тамара Фральцова уже заявила, что это число возрастет на треть.
Как уточнили в Минобороны, в последние годы наши военные вузы готовили военнослужащих более чем из 50 государств мира. Обучение осуществлялось почти в 60 вузах, учебных центрах и организациях МО РФ. Общая численность иностранных слушателей и курсантов составляла от 5 до 8 тыс. человек в год. Более половины из них представляли государства СНГ. В свою очередь, в Объединенном штабе Организации Договора о коллективной безопасности «НГ» сообщили, что с августа 2006 года – момента вступления в силу Соглашения о подготовке военных кадров для государств – членов ОДКБ в вузах Минобороны РФ прошли подготовку более 5,5 тыс. курсантов и почти 2,5 тыс. офицеров из стран, входящих в эту организацию.
Соглашение о подготовке военных кадров для ОДКБ определяет эту сферу одним из важнейших факторов обеспечения эффективного взаимодействия вооруженных сил, других войск и воинских формирований государств – членов ОДКБ и развития союзнических отношений между ними. Оно фиксирует три уровня их подготовки: на платной основе или по квотам, установленным принимающей стороной, на льготной или безвозмездной основе.
При подготовке на льготной основе расходы за обучение относятся за счет принимающей стороны, а содержание учащихся – за счет направляющей. При подготовке на безвозмездной основе расходы за обучение и содержание относятся полностью за счет принимающей стороны.
По заявлениям наших военно-дипломатических источников, доля выделения квотных мест для обучения в военных вузах для союзников по ОДКБ определяется в приоритетном порядке. И, как планируется, в будущем учебном году тоже будет существенно увеличена: с 2200, определенных на текущий год, до 3 тыс. Однако, как выясняется, в государствах – членах ОДКБ не спешат верить столь радужной информации. И причины для этого у союзников есть: достаточно вспомнить сентябрь прошлого года, когда из-за «реформирования» системы международного военного сотрудничества Минобороны РФ не удалось вовремя согласовать количество льготных мест в вузах военного ведомства и десятки будущих и действующих офицеров союзных армий не смогли получить образование в России.
Теперь Минобороны России значительно сократило число льготных учебных мест для своих союзников (например, Таджикистану вместо 128 мест предоставили всего 15, Казахстану из заявленных 318 мест слушателей выделили только 51), приняло тех же курсантов и офицеров братских армий, но за плату. В итоге только 40% казахстанских военнослужащих среди всех начавших обучение в российских ввузах в 2009 году получили право учебы на льготной основе. На безвозмездной – никто. Остальные 60% – на платной. Аналогичная ситуация у киргизских военнослужащих: треть – на льготной основе, две трети – на платной. Безвозмездно – никого.
При этом, отметили в Киргизии, впервые за последние пять лет республика вынуждена платить за обучение своих военнослужащих в России, в то время как Турция, США, Германия, Индия – не союзники Бишкека -═приглашают на обучение ее офицеров на безвозмездной основе. Полностью оплачивать обучение в российских военных вузах почти 130 слушателей и курсантов пришлось и Таджикистану. И теперь выясняется, что дело не в отсутствии учебных мест в военных вузах страны в связи с их реформированием, как это пытались объяснить осенью чиновники Минобороны России, а в элементарном стремлении «заработать».
Хотя чем вызвана такая позиция, объяснить трудно: на обучение военнослужащих союзных армий Минфином РФ выделены необходимые средства.
Но, правда, проблема выделения учебных мест далеко не единственная в сфере подготовки кадров союзных армий. Так, наша страна – единственная из всех государств – членов организации до сих пор не ратифицировала Соглашение о взаимном обеспечении сохранности секретной информации в рамках ОДКБ, подписанное президентами еще в июне 2004 года. А это, по словам экспертов, накладывает серьезный отпечаток на весь процесс обучения. Если у курсантов под грифом «секретно» идет не более 10–15% информации, то для офицеров – слушателей военных академий, особенно в таких сферах, как противовоздушная оборона, – уже 70–80%. Недовольны в союзных государствах и тем, что аппараты военных атташе практически отлучены от процесса обучения военнослужащих своих стран. Чтобы посетить любой российский ввуз, где обучаются их земляки, атташе должны подать заявки за 15 дней. И не факт, что заявка будет удовлетворена┘