У ISAF пока нет доверия к местному населению.
Фото Reuters
Вышел в свет новый аналитический сборник Лондонского международного института стратегических исследований (IISS) The Military Balance 2011. Одна из его статей посвящена ситуации в Афганистане. По мнению обозревателей The Military Balance, она далека от завершения, и более того, ничто пока не указывает на принципиальные успехи Международных сил содействия безопасности.
Международные силы, участвующие в операции в Афганистане, (США, силы НАТО и Афганистана), продолжают сталкиваться с множеством проблем: боевики, повстанцы и бесконечные мятежи внутри страны. Главной ролью Международных сил содействия безопасности (ISAF) и афганских войск является противодействие повстанческим группировкам и борьба в южной части страны за ключевые населенные пункты, подконтрольные «Талибану». Это противостояние привело к усилению мер безопасности в провинциях Кандагар и Гильменд. Эксперты оценивают прогресс международных сил как незначительный.
Время играет против НАТО и правительства Афганистана: необходимо усовершенствовать систему мер безопасности, увеличить численность вооруженных сил, развить производственные потенциалы государства, уменьшить уровень коррупции, но главное – решить проблему «Талибана». Всего этого необходимо достичь до конца 2014 года, когда весь ход операции во всех провинциях ляжет на плечи президента страны Хамида Карзая и Афганских сил национальной безопасности (ANSF). Эти временные рамки хорошо известны каждому жителю страны, и «Талибан», в свою очередь, стремится всеми средствами сорвать ход выполнения данных задач.
Конфликт в Афганистане является настоящей проверкой альянса на прочность и, однозначно, занимает одно из центральных мест в мировой политике. В ноябре 2010 года в Лиссабоне НАТО объявила о своей столь долгожданной «Стратегической концепции», в которой четко оговариваются временные рамки, в которые будет осуществлена передача контроля над ситуацией правительству страны. Также в программе говорится о будущей поддержке Афганистану со стороны ООН.
СТРАТЕГИЯ НАТО
Большая часть американских и международных сил в Афганистане являются частью ISAF. Возглавляемые США с 2007 года, они сейчас насчитывают около 131 000 военнослужащих из 20 государств – членов НАТО и 28 стран, не являющихся членами альянса. Контингент насчитывает: 90 000 американских солдат (плюс дополнительно 16 000 американских контрактников под командованием COMISAF), 9500 английских военнослужащих и суммарный контингент (более чем 1000 бойцов от каждого участника) таких стран, как Польша, Румыния, Испания, Германия, Франция, Италия, Канада и Турция. Помимо Турции в состав ISAF входят всего два мусульманских государства: Малайзия и ОАЭ, которые также предоставляют незначительные контингенты.
Но вернемся в 2008 год, когда власть республиканцев в Белом доме перешла к демократам. К началу долгожданных «перемен» в ближневосточной политике США. Сразу после избрания президент Барак Обама анонсировал свою объединенную военно-гражданскую стратегию для Афганистана и Пакистана. После чего в июне 2009 года объявил о введении дополнительных 17 000 солдат в Афганистан и одобрил в декабре стратегию ISAF по борьбе с повстанцами. После последовало заявление о новом контингенте в 30 000 бойцов и обещание, что к середине 2011 года американские войска «начнут возвращаться домой».
Общественный резонанс внутри стран НАТО на операцию в Афганистане остается по-прежнему острым. Нидерланды и Канада уже заявили о выводе своих войск с театра военных действий и переквалификации их на обучении Афганских сил национальной безопасности. Канада уже существенно увеличила численность отрядов, занимающихся данной деятельностью. Министр обороны США Роберт Гейтс и премьер-министр Великобритании Дэвид Кемерон также отметили, что намерены отойти от активных боевых действий и передать контроль над обеспечением безопасности Афганскому правительству уже к началу 2015 года. Очень вероятно, что большинство стран-участниц переймут тон Соединенных Штатов.
Начиная с ноября 2008 генерал Дэвид Петрэус – руководитель Центрального командования США (CENTCOM) и преемник генерала МакКристала на посту командующего ISAF – стремится придать новую стратегическую структуру кампании. Это привело к установлению новой системы гражданско-военных отношений для координации операций в Афганистане на всех уровнях, от Кабула до самых малых провинций. Новая структура означает также активизацию дополнительных региональных командных штаб-квартир на уровне дивизий. Одной из основных задач кампании является зачистка населенных пунктов от повстанцев, в том числе и проведение операций по захвату и уничтожению лидеров бандформирования.
ОБУЧАЮЩАЯ МИССИЯ
Также одной из ключевых задач НАТО сейчас является подготовка Афганских национальных сил безопасности к передаче полного контроля над ситуацией в стране к концу 2014 года. И начиная с 2009 года в регионе проводится обучающая миссия НАТО по созданию национальной армии. На август следующего года в боевых рядах насчитывалось уже более 136 000 солдат, а к октябрю нынешнего года планируется довести их численность до 171 600. Силы национальных войск продолжают расти не только в количественном эквиваленте, но и в качественном. Чему свидетельствовала операция «Моштахар» (перевод с дари – «Вместе») крупнейшая с начала конфликта операция ISAF по захвату города Марджа, подконтрольного «Талибану». На стороне противника находилось более 2000 боевиков. Сражение стало одной из проверок стратегии коалиции и состояния афганских вооруженных сил в вопросах поддержания мира и порядка. Афганские национальные силы успешно проявили себя в ходе третьей фазы операции по «зачистке и удержанию позиций».
Ход операции проходил под лозунгом «мужественной сдержанности», подразумевавшим жесткие ограничения на использование тяжелого вооружения, артиллерии и авиаударов. Несмотря на увеличение риска среди военнослужащих, удалось существенно снизить потери среди мирного населения, но тем не менее жертв избегать не удается. (По данным The Military Balance, каждые четыре месяца от рук «Талибана» гибнут более 300 мирных жителей и около 40 от действий ISAF.)
Обучающая миссия НАТО также распространяется на органы Министерства внутренних дел Афганистана. К 2009 году стало также очевидно, что состояние национальной полиции является еще одной крупной проблемой, которую необходимо решать. Коррупции внутри органов на пару с вымогательством на контрольно-пропускных пунктах свидетельствовали о необходимости реформ, в первую очередь кадровых. До этого момента новобранцы фактически не проходили никакого профессионального обучения. Сейчас же подготовкой занимаются международные силы в регионе. На текущий момент численность национальной полиции составляет 109 000 человек, и к концу года НАТО планирует подготовить еще 25 000 кадров.
Несмотря на значительные успехи международных сил по созданию нового лица сил национальной безопасности, все еще хватает множества нерешенных проблем. Уровень коррупции остается практически неизменным, и имеют место случаи, когда солдаты или полицейские оборачивают оружие на своих наставников из ISAF. Высокий уровень неграмотности населения препятствует обучению в органах руководящих кадров. Правительства разных стран продолжают оказывать материальную поддержку силам альянса, но не скрывают своего недовольства относительно уровня коррупции и неэффективности правительства Афганистана.
ВОЕННАЯ КАМПАНИЯ
НАТО необходимо обеспечить защиту мирного населения от террористических атак со стороны «Талибана». К 2006 году южные районы страны стали зоной наивысшей активности группировки. И к 2010 году основные международные силы были переправлены на юг страны. В ходе передислокации было значительно увеличено количество боевых вертолетов, разведывательных отрядов и спецназа. Также разведка стала активно использовать мирное население для противодействия террористическим действиям. К примеру, за 2010 год 80% всех обнаруженных самодельных взрывных устройств «Талибана» в городе Кандагар было демонтировано благодаря деятельности жителей города. Но тем не менее такие террористические атаки остаются основной причиной потерь среди сил НАТО. А подобный способ ведения борьбы используется против коалиционных сил и в Ираке.
Спецслужбам уже удалось подорвать поставки ключевых ингредиентов для создания самодельных бомб (нитрата аммония и хлористого калия) для бандформирований. Плюс к этому в ходе операций удалось уничтожить некоторые командные центры «Талибана», и есть основания полагать, что удалось подорвать материально-техническое обеспечение группировки в южной части страны. В ходе многочисленных столкновений удалось уничтожить более 1200 боевиков и более 300 лидеров банд за минувший год.
Более трех десятилетий территория Афганистана является зоной боевых действий. Сегодня перед правительством страны и международным сообществом, участвующим в операции, стоит задача восстановления инфраструктуры государства. С 2001 года в стране произошел значительный рост образованности и грамотности среди населения, а также появляется базовая система здравоохранения. Изменения прошли наиболее успешно в самых густонаселенных пунктах, особенно в Кабуле и его пригороде. Уровень ВВП в этом регионе утроился по сравнению с 2001 годом и составляет 13 млрд. долл. Ожидается, что контроль над провинцией Кабул в скором времени перейдет к силам национальной безопасности Афганистана и станет первым полностью подконтрольным правительству регионом. Часть сил ISAF будет переведена в другие районы страны, а некоторые контингенты будут отправлены домой.
Несмотря на то что за прошедшие пару лет США увеличивали свои воинские контингенты в Афганистане, процесс передачи контроля правительству страны над безопасностью в регионах и над развитием инфраструктуры будет проходить по запланированным графикам. ISAF делает ставку на свою обучающую программу и подготовку новых профессиональных кадров, и эксперты полагают, что к 2014 году администрация Карзая будет способна самостоятельно обеспечить безопасность в государстве.
Для достижения успеха кампании необходимо проводить реформы по борьбе с коррупцией и криминалом в государстве, иначе через несколько лет страна вновь вернется на прежние рельсы. Первопричинами терроризма и преступности всегда являлись экономическое положение граждан этого государства и уровень образованности внутри страны. Если же за оставшееся время удастся хоть немного преуспеть в решении данных проблем и Афганистан вернется на международную арену целостным государством, то минувшие годы и потери окажутся не напрасными. Как будут развиваться события, покажет время, нам остается лишь ждать и продолжать работать, считают в The Military Balance.