БДК «Ямал» готовится к выходу в море.
Фото автора
Большой десантный корабль (БДК) «Ямал» Черноморского флота выполнил серьезную дипломатическую миссию. Он 26 июня представлял военных моряков нашей страны в румынском порту Констанца, где на высоком межгосударственном уровне прошли мероприятия, связанные с 70-летием начала Великой Отечественной войны. Кроме того, экипаж БДК отдал воинские почести лидеру эсминцев «Москва», погибшему 26 июня 1941 года в территориальных водах Румынии.
Выбор именно этого корабля для столь ответственной и почетной миссии был не случаен. БДК «Ямал» – корабль с добрыми и славными традициями, сегодня он – один из самых востребованных не только бригады «десантников», готовящейся к своему 45-летнему юбилею, но и всего соединения надводных кораблей Черноморского флота, которым командует капитан 1 ранга Игорь Смоляк. Недавно он принимал участие в учениях причерноморских государств BLACKSEAFOR, заходил в Стамбул, на его борту прошли морскую стажировку курсанты Морского корпуса им. Петра Великого. Его по праву считают продолжателем славных традиций героев Великой Отечественной. И кому, как не БДК «Ямал», решили в штабе ЧФ, представлять флот в Румынии и отдавать почести погибшему лидеру «Москва».
О подвиге экипажа «Москвы» знают многие черноморцы. Война застала корабль в Севастополе, куда он вернулся после учений. А уже 25 июня 1941 года ему была поставлена задача нанести удар по Констанце – порту и главной базе флота Румынии, союзницы гитлеровской Германии. Сначала лидер «Москва» был включен в группу поддержки (крейсер «Ворошилов» – головной). А в ударную группу входили лидер «Харьков», эсминцы «Смышленый» и «Сообразительный».
Но уже после выхода из Севастополя ударная группа была переформирована: в ее состав включили «Москву», а эсминцы вошли в группу поддержки. Лишь вечером лидеры «Харьков» и «Москва» смогли выйти из главной базы, и эта задержка сыграла роковую роль. На траверзе Херсонесского маяка оба корабля убрали параваны (специальное устройство для защиты от якорных мин) и для обмана воздушной разведки противника со скоростью 28 узлов легли курсом 315 градусов на Одессу. С наступлением темноты лидеры изменили курс и направились к Констанце. При приближении к вражескому берегу лидер «Москва» открыл огонь главным калибром.
Огонь велся без корректировки, но после первых же залпов на берегу взметнулось пламя большого пожара в районе нефтяных баков. Плохо различимые в утренней дымке на фоне берега румынские эсминцы «Реджина Мария» и «Мэрэшти», несшие дозорную службу, открыли ответный огонь. С лидера «Харьков» на «Москву» поступил сигнал по УКВ об отходе.
«Москва», прекратив огонь и поставив дымовую завесу, резко отвернула на курс отхода. Он вел к южной кромке заграждения, и неожиданный отворот лидера сбил прицельную стрельбу противника. Считая опасность от артиллерийского огня большей, чем от мин, командир лидера капитан-лейтенант Александр Тухов приказал увеличить ход до 30 узлов и уходить противоартиллерийским зигзагом.
Вдруг с обоих кораблей заметили след двух торпед, идущих прямо на «Москву». С «Харькова» передали приказание: «Идти прямым курсом». Но через минуту над «Москвой» поднялся столб воды, огня и дыма. Корабль остался без движения. Но зенитное 76-мм орудие продолжало огонь по появившемуся самолету противника.
После взрыва лидер стал разламываться у среза полубака. Командир «Москвы», оглушенный взрывом, был сброшен в воду, погиб замполит – батальонный комиссар Георгий Плющенко.
Тонущая носовая часть увлекала за собой и кормовую. Через две минуты она оторвалась и быстро затонула. Кормовая еще держалась на поверхности, и люди оставались на боевых постах, продолжая вести огонь по врагу.
Помощник командира корабля старший лейтенант Приваленков подал команду: «Покинуть корабль». Подошедший лидер «Харьков» остановился в 200 метрах и приступил к спасению экипажа. Но из-за непрекращающегося артобстрела и атаки авиации вынужден был отказаться от этой попытки. К вечеру 14 румынских катеров и гидросамолеты подобрали из воды 69 человек (7 офицеров и 62 краснофлотца). Командир «Москвы» Александр Тухов в бессознательном состоянии попал в плен, но впоследствии бежал из концлагеря и сражался в рядах партизанского отряда «Буревестник» под Одессой, командуя взводом разведки.
Так первый бой лидера «Москва» в Великой Отечественной войне стал для него и последним.
После войны несколько экспедиций пытались найти «Москву», но обнаружить ее удалось лишь в мае этого года. В минувший выходной, 26 июня 2011 года, в день семидесятилетия гибели корабля, на палубу лидера «Москва» с борта БДК «Ямал» опустили символическую плиту и венок в память о первом советском боевом корабле, погибшем в годы Великой Отечественной войны.
Севастополь