0
7633
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

11.05.2018 00:01:00

«Санта Фе» ложится на дно

Как британские вертолетчики разделались с аргентинской субмариной

Тэги: фолклендская война, санта фе, подлодка, атака, уэссекс, уосп, алуэтт, AS12, AS15TT, Mk46, линкс


фолклендская война, санта фе, подлодка, атака, уэссекс, уосп, алуэтт, AS12, AS15TT, Mk46, линкс Британские морпехи осматривают аргентинскую подлодку «Санта Фе». Фото с сайта www.iwm.org.uk

Фолклендская война 1982 года между Аргентиной и Великобританией за обладанием Мальвинскими, как их именуют аргентинцы, или Фолклендскими, как их называют британцы, островами стала знаковым, имевшим далеко идущие последствия событием не только в международной политике, но и в области военного искусства.

В ходе этой войны прошли апробацию или были даже оперативно разработаны заново ряд методов и способов применения сил и средств, включая проведение комбинированных операций, в целом соответствовавших американской концепции «воздушно-наземной операции (сражения)» (AirLand Battle), подразумевавшей скоординированное использование при проведении наступательных боевых действий разнородных сил и средств. Введенная официально в действие в полевом уставе Вооруженных сил США в 1982 году (полевой устав FM 100-5), она сошла со сцены фактически только уже в наши дни – после внедрения в 2011 году концепции «согласованных наземных боевых действий» (Unified Land Operations).

Кроме того, в ходе боевых действий в удаленном районе Южной Атлантики впервые в реальном бою были задействованы различные образцы вооружений и боевой техники, по результатам чего их разработчики провели работы по устранению выявленных недостатков и дальнейшему совершенствованию этих образцов. К примеру, французские противокорабельные ракеты «Экзосет», даже примененные аргентинцами в небольшом количестве, сумели произвести настоящий фурор в среде военных профессионалов, заставив в корне пересмотреть подходы к обеспечению противовоздушной обороны боевых надводных кораблей.

Впрочем, в ходе тех уже далеких по нашим историческим меркам боев отлично зарекомендовали себя и уже хорошо знакомые обеим сторонам образцы вооружения, которые зачастую применялись в достаточно необычных для них условиях. Так, например, 25 апреля 1982 года в ходе операции по освобождению захваченного аргентинцами острова Южная Георгия, ставшей первым этапом в более глобальной операции Paraquat, британские вертолетчики, без пользы израсходовав глубинные бомбы и торпеду, сумели все же потопить аргентинскую дизель-электрическую подводную лодку «Санта Фе» (ARA Santa Fe, S-21) с помощью управляемых ракет класса «воздух – поверхность», в качестве которой выступила уже достаточно немолодая на тот момент времени, но хорошо известная военным экспертам ракета AS12 (SS12).

Дело обстояло следующим образом.

ОХОТА

По данным британских источников, в 8 часов 10 минут с борта эсминца УРО «Антрим» (HMS Antrim, D18) типа «Каунти» (County) взлетел вертолет «Уэссекс» (Wessex), пилотируемый лейтенант-коммандером Стэнли и вооруженный в том числе глубинными бомбами. Его основная задача состояла в поиске обнаруженной ранее аргентинской подводной лодки, которую необходимо было во что бы то ни стало уничтожить до начала основной фазы десантной операции британцев. Обнаруженной подлодкой и была та самая «Санта Фе» – бывшая американская субмарина «Кэтфиш» (USS Catfish, SS-339) типа «Балао» (Balao) постройки 1945 года, проданная в июле 1971 года аргентинским Военно-морским силам.

До бухты Кумберленд вертолет шел в режиме радиомолчания, но после ее прохода второй член экипажа машины лейтенант Парри кратковременно включил бортовую радиолокационную станцию. Удача улыбнулась англичанам – на первом же «круге» они засекли вражескую подлодку. Вертолет сразу же ринулся в атаку и сбросил две глубинные бомбы, одна из которых взорвалась в непосредственной близости от левого борта субмарины. Повреждения были незначительными по своему размеру, но достаточными для того, чтобы «Санта Фе» не смогла уже перейти в подводное положение. Командиру подлодки ничего не оставалось, как повернуть назад и искать спасения в бухте Грютвикен на острове Южная Георгия.

«Уэссекс» последовал за вражеской подлодкой, непрерывно ведя огонь из бортового пулемета. Вскоре к охоте присоединился и противолодочный вертолет «Линкс» (Lynx) с фрегата «Бриллиант» (HMS Brilliant, F90) проекта 22, который атаковал субмарину торпедой Mk46 и тоже открыл пулеметный огонь. О результатах торпедной атаки нигде не сообщается, но можно сделать вывод о том, что она была неудачной – иначе если бы торпеда попала в цель и сработала как надо, то у «Санта Фе» уже не было бы ни единого шанса добраться до причала Грютвикена. А последний факт как раз и имел место быть. Особенно хорошо это видно на фотографиях – подлодка затоплена на мелководье у самого причала.

Как бы то ни было, события продолжали развиваться в неблагоприятном для аргентинских подводников направлении. К группе «охотников» присоединился один из вертолетов «Уосп» HAS 1 (Wasp HAS 1), взлетевший с судна ледовой разведки «Эндуранс» (HMS Endurance, A-171) и пилотируемый лейтенант-коммандером Эллербеком, который атаковал подлодку двумя управляемыми ракетами AS12 и добился попадания одной из них в район носовых горизонтальных рулей субмарины. Причем Эллербек умудрился «отобрать хлеб» у экипажа однотипного вертолета, поднявшегося с фрегата «Плимут» (HMS Plymouth, F126) типа «Ротсей» (Rothesay) сразу же после обнаружения аргентинской подлодки, но по разным причинам промешкавшегося и в итоге оставшегося без «добычи».

Причем лейтенант-коммандер Эллербек успел вернуться на «Эндуранс», загрузить новые ракеты и вновь выйти в атаку на «Санта Фе», до того момента как пилот с «Плимута» добрался до цели. И вновь одно попадание ракеты в субмарину. На долю «Уоспа» с фрегата осталась только одна атака – ему уже пора была возвращаться на свой корабль, до которого было почти 50 миль.

Вторая «стальная стрекоза» с судна ледовой разведки «Эндуранс», пилотом которой выступал лейтенант Т. Файндинг, подошла к району местонахождения аргентинской подводной лодки к 10 часам утра. Получив пару пулеметных очередей с берега, вертолет все же выпустил по «Санта Фе» новую пару ракет AS12 и добился еще одного попадания в ее корпус.

А вот зашедшему в третий раз на цель Эллербеку досталось еще больше, чем его предшественнику: при подходе к субмарине по нему был открыт шквальный автоматно-пулеметный огонь с берега и с самой подлодки, а также было выпущено несколько противотанковых управляемых ракет. Умело маневрируя, пилот «Уоспа» все же лег на боевой курс и поддал аргентинцам огоньку – очередная британская ракета попала прямиком в рубку «Санта Фе».

Ближе к 11 часам дня аргентинская субмарина, находившаяся уже у самого причала, имела достаточно сильный крен и из нее густыми столбами валили клубы дыма. Дело было сделано.

«РАБОЧИЕ ЛОШАДКИ» ФЛОТА

Базировавшиеся на британских кораблях вертолеты «Уосп» HAS 1 предназначались в основном для ведения поисково-разведывательных действий и решения задач противолодочной обороны. В общей сложности в операциях в районе Южной Георгии и Фолклендских островов в 1982 году принимали участие 12 вертолетов «Уосп» Королевских военно-морских сил Великобритании.

Вооружение корабельных «Уоспов» могло включать либо одну противолодочную (реже – противокорабельную) торпеду и две глубинные бомбы (или же только глубинные бомбы), либо же только противокорабельные крылатые ракеты типа AS12. Последняя представляла собой дальнейшее развитие французской управляемой ракеты типа SS11 (изначально это была противотанковая управляемая ракета), у которой также был и авиационный вариант – AS11. Она имела по сравнению с предшественницей большие размеры, массу, скорость и дальность полета. Имелось также две модификации: AS12 – воздушного (авиационного) базирования, SS12 – корабельного базирования (преимущественно на катерах и сторожевых кораблях небольшого водоизмещения).

Управление ракетой осуществлялось оператором по проводам (катушка размещалась в задней части ракеты) в пределах визуальной видимости (дальность стрельбы AS12 едва дотягивала до 5 км). В распоряжении оператора имелся гиростабилизированный прицел (APX260 или APX334), который устанавливался на крыше пилотской кабины вертолета (иногда оператор также снабжался и прицелом ночного видения). Для корабельной модификации SS12 в этом случае использовался гиростабилизированный прицел APX20 (дальность стрельбы SS12 составляла около 8 км).

На надводных кораблях пусковые установки противокорабельных крылатых ракет SS12 устанавливались в носовой части или по бортам и были ненаводящимися. Поэтому для применения противокорабельных крылатых ракет типа SS12 их носитель, то есть корабль, должен был привести цель на носовые курсовые углы (причем в весьма узком секторе) и только после этого выполнять пуски ракет – одиночные или залпом (в последнем случае допускалась возможность залпа из восьми ракет, последовательно).

Максимальная длина данной ракеты составляла 1,87 м, диаметр корпуса – 0,18 м, диаметр головной (боевой) части – 0,21 м, а размах крыльев – 0,65 м. Максимальная скорость ракеты на маршевом участке, обеспечиваемая твердотопливным двигателем, достигала 937 км/ч (на старте – 338 км/ч). Разработчик ракеты – французская компания «Норд Авиасьон» (Nord Aviation, г. Шатильон), несколько позднее вошедшая в состав совместной франко-германской компании «Аэроспатьяль – Дойче Аэроспейс» (Aerospatiale / Deutsche Aerospace).

Противокорабельные крылатые ракеты семейства AS12/SS12 стали поступать на вооружение вооруженных сил Франции и 26 других государств начиная с 1960 года. В год, когда Великобритания и Аргентина сошлись в битве за Фолкленды, выпуск данных ракет был прекращен. В общей сложности за два с лишним десятка лет было выпущено более 10 тысяч противокорабельных ракет обеих модификаций, и часть из них до сих пор имеется в арсеналах ряда стран третьего мира. Во Франции же на смену противокорабельной ракете AS12 пришла другая, более совершенная на то время ракета – AS15TT.

История боевого применения авиационной противокорабельной ракеты AS12 весьма скупа на события. В основном это описанный выше случай потопления аргентинской дизель-электрической подводной лодки «Санта Фе» и ограниченное применение ракет данного типа в ходе ирано-иракской войны в 1980-х годах – иракские вертолеты «Алуэтт» (Alouette) с переменным успехом на протяжении длительного времени пытались бороться с их помощью с иранскими сторожевыми катерами и малыми катерами на воздушной подушке в дельте реки Тигр.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1200
О разрешении бить западным оружием вглубь территории РФ

О разрешении бить западным оружием вглубь территории РФ

Логика информационного вброса – не дать Москве понять, какие карты на руках у Киева

0
3511
Иран пообещал Израилю продуманное возмездие

Иран пообещал Израилю продуманное возмездие

Игорь Субботин

Нетаньяху сообщил об ослаблении ракетного потенциала Тегерана

0
2252
От Нетаньяху потребовали уничтожить нефтепром Тегерана

От Нетаньяху потребовали уничтожить нефтепром Тегерана

Игорь Субботин

Иранские обстрелы разожгли в Израиле стремление отомстить

0
3597

Другие новости