Боевики ХАМАС всегда при оружии. Фото Reuters
Ситуация на израильско-ливанской границе осложняется. Ливанская шиитская группировка «Хезболла» открыто угрожает Израилю войной. Одновременно эскалация напряженности происходит и на границе с сектором Газа, находящимся под властью ХАМАС.
БЫЛА ГРУППИРОВКОЙ – СТАЛА АРМИЕЙ
По данным независимого ливанского издания «Ан-Насар» (в пер. с араб. – «День»), связанного с «Хезболлой», эта шиитская группировка, признанная террористической в ряде стран мира, разместила на юге Ливана свои «элитные силы», которые были выведены из Сирии после нанесения поражения «Исламскому государству» (ИГ; террористическая организация – запрещена в РФ). При этом один из сайтов, связанных с «Хезболлой», опубликовал видеоролик с «банком целей» на территории Израиля, которые группировка планирует обстреливать ракетами в первую очередь. В этом «банке» такие стратегические объекты, как заводы в Хайфе, ядерный реактор в городе Димона, ядерный исследовательский центр «Сорек» и другие объекты инфраструктуры.
В распоряжении «Хезболлы» имеется около 200 тыс. ракет и реактивных снарядов иранского, сирийского и северокорейского производства, а также советские и китайские разработки. В арсенале боевиков этой организации – множество противотанковых, противокорабельных ракет, самоходных зенитных установок, танков, разных типов бронемашин и огромное количество стрелкового оружия. Численность ее воинства оценивается в 50 тыс. боевиков, из которых 15 тыс. прошли особую подготовку.
По существу, «Хезболла», хотя и не обладает своей авиацией, превратилась в армию.
ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) блокирует попытки поставок вооружений в Ливан через сирийскую территорию из Ирана. Израильская авиация подвергает бомбардировкам как морские, так и сухопутные пути снабжения. Тегеран, не отказываясь от целей вооружения «Хезболлы», пошел на создание предприятия по производству вооружения непосредственно на территории Ливанa. Полковник Янив Рохов, многие годы прослуживший в аналитическом отделе МО Израиля, в беседе с «НВО» сказал: «Появление иранских военных баз и предприятий по производству ракет и оружия в Сирии и Ливане создает прямую угрозу безопасности еврейского государства».
Иерусалим не мог не помешать осуществлению планов создания по существу иранской промышленной военной зоны в непосредственной близости от своих границ. Эли Кармон, старший научный сотрудник Международного центра по борьбе с террором и Междисциплинарного центра в Герцлии, пишет в статье «Тегеранский разлом», опубликованной в израильской англоязычной газете Jerusalem Post: «...по мере того как Иран все больше доминирует в Сирии и Ливане, создавая здесь шиитский блок в составе «Хезболлы» и шиитских группировок, Израиль, в свою очередь, все чаще предпринимает военные шаги, чтобы сдержать это наступление, действуя на земле, на суше и в воздухе».
По мнению Эли Кармона, «Иран сумел реализовать свои цели по созданию протяженного «наземного коридора» от Ирака в Ливан, к Средиземному морю, и к израильской границе через сирийскую территорию. Сирия стала «вишенкой на торте» иранских приобретений и воспринимается Тегераном как заслуженная награда, учитывая гигантские военные и финансовые затраты, вложенные с целью утверждения своего влияния в этой стране и сохранения режима Башара Асада».
В Исламской Республике Иран (ИРИ) 85% населения представлено мусульманами-шиитами. Шиизм признан государственной религией. Противоречия между шиитами и суннитами веками остаются неразрешимыми. Пример тому – отношения Ирана и Саудовской Аравии, в которой государственной религией провозглашен суннизм. Между тем Тегеран далеко не всегда выпячивает свой шиизм в мусульманском мире. Наталья Беренкова в диссертации «Феномен шиитского активизма в Ливане и его влияние на международные отношения Ближнего Востока (1967–2013)», представленной на соискание ученой степени кандидата исторических наук и защищенной в Нижегородском госуниверситете имени Н.И. Лобачевского в 2015 году, обращает внимание на «религиозный фактор, то есть шиизм, в позиции Ирана». Она считает, что Тегерану не выгодно позиционировать свою государственную религию на внешней арене как идеологию», прежде всего потому, что «шиитов значительно меньше, чем суннитов».
Несомненно, права Н.А. Беренкова, когда утверждает: «...Ислам, как цельная идеология, гораздо привлекательнее для образа страны (Ирана) в исламском мире». Если продолжить мысль диссертанта, то следует сказать, что, натянув на себя тогу выразителя интересов палестинских арабов, придерживающихся не шиитской, а суннитской версии ислама, и оставаясь ярым ненавистником Израиля, ИРИ пытается стать лидером всего мусульманского мира. То же самое можно сказать и о лидере «Хезболлы» Хасане Насралле. «В речах генерального секретаря «Хезболлы» мы не услышим антисуннитской риторики как таковой, – обращает внимание Наталья Беренкова, – а шиитские символы будут использованы лишь для мобилизации самой общины».
По данным израильских военных, недавно сбитый в районе Бейт-Шеана, городка на севере Иорданской долины, иранский беспилотник вторгся из Иордании с разведывательными целями. Несколькими днями позже сирийцы сбили израильский истребитель F-16I «Суфа» («Ураган»). В этой связи военный эксперт газеты «Исраэль ха-йом» («Израиль сегодня») Офир Хаиври подчеркивает, что Иран и «Хезболла», направив беспилотник на израильскую территорию, «фактически стерли запретные линии, установленные израильским политическим и военным руководством». По мнению Хаиври, сдержанная реакция Иерусалима на провокацию Тегерана и «Хезболлы» объясняется тем, что сейчас для ЦАХАЛ главная задача – предотвратить поставки иранского оружия ливанским боевикам и отдалить иранские силы от израильско-сирийской границы.
С таким израильским «миротворчеством» Хаиври не согласен. Он призывает политическое и военное руководство страны «дать противнику непропорциональный ответ», который заставит того понять, что израильская сторона не признает отныне доктрину «око за око» и отказывается терпеть постоянные и нарастающие военные провокации со стороны ливанских боевиков, поддерживаемых ИРИ.
ХАМАС ПОДЖИГАЕТ
Следует отметить, что группировка ХАМАС не является единой организацией, она представлена многими лагерями, которые время от времени противостоят друг другу. Важно иметь в виду, что непрекращающиеся обстрелы территории Израиля со стороны боевиков, засевших в секторе Газа, ставят ЦАХАЛ в ситуацию, когда без ответа эти действия оставлять нельзя. Но обмен ударами может перерасти в конечном итоге в полномасштабную военную операцию.
В своем недавнем интервью министр обороны Авигдор Либерман на вопрос о ситуации в Газе дал такой ответ: «На данный момент ХАМАС находится, если посмотреть на условный график, наверное, в самой нижней точке за время своего существования». Авигдор Либерман имел в виду так называемые наступательные туннели, которые хамасовцы прорывали из сектора Газа на территорию Израиля с целью атаки на израильских военных и мирных граждан. Однако эта «туннельная» стратегическая концепция ХАМАСа рухнула, когда израильтяне разработали технологию, основанную на высокочувствительных датчиках, преобразующих всю поступающую информацию в алгоритмическую систему, способную выделять шумы, создаваемые копателями, на фоне многочисленных других звуковых помех.
Теперь, не очень рассчитывая на туннели на суше, хамасовцы озаботились «прорытием» морских туннелей, предназначенных для тех же целей. Но, во-первых, возведение любых объектов по дну, а тем более «подо дном» морским весьма трудоемко и требует особых инженерных решений. Во-вторых, враги ХАМАСа (по всей видимости, в данном случае не израильтяне) «предусмотрели» этот вариант и в декабре 2016 года ликвидировали в Тунисе инженера Мухаммеда аз-Завари, видного инженера-изобретателя, автора ряда военных технологических хамасовских программ. Этот, несомненно, талантливый инженер и организатор производства курировал в группировке как строительство подводных туннелей, так и производство дронов. Известно, что аравийские монархии, Иордания и некоторые другие арабские государства, которые никак не относятся к друзьям правителей сектора Газа, опасаются атак хамасовских боевиков. Так, колумнист Jerusalem Post Херб Кейнон в статье «На одной волне» подчеркивает стремление Саудовской Аравии и ОАЭ к сотрудничеству с Израилем в сфере безопасности. Можно не сомневаться, что такое сотрудничество уже налажено.
Иерусалим тоже уделяет дронам особое внимание. В рамках проекта «Гидон» («Рубящий») на вооружение принят беспилотник бригадного уровня, получивший название «Доэр шамаим» («Несущийся по небу»). Эта машина, обладающая возможностью находиться в воздухе до 5 часов, с радиусом действия до 40 км, несет средства ночного и дневного наблюдения и готова осуществлять лазерное целеуказание. Здесь же заметим, что Ирану, обладающему огромным боевым арсеналом, удалось сформировать по всему региону эффективные военизированные шиитские формирования, готовые выступить в роли ударной силы в конфликте с суннитским арабским миром. В начале марта нынешнего года газета «Исраэль ха-йом» сообщила о публикации Министерством иностранных дел Бахрейна сведений об аресте 116 агентов ИРИ.
Военный обозреватель самой популярной израильской газеты «Едиот ахронот» («Последние известия») Алекс Фишман в статье «Джинн войны» пишет: «Впервые с 2006 года политическая и военная верхушка Израиля сходятся во мнении: военный конфликт с Ираном, Сирией и «Хезболлой» не предотвратить». Понятно, что ЦАХАЛ повышает свои возможности. Так, раньше, чтобы одновременно атаковать 12 целей, необходимо было поднять в воздух эскадрилью. В настоящее время такую атаку может осуществить небольшое количество истребителей в окружении группы самолетов РЭБ. Один F-15 несет 24 управляемые бомбы. Согласно военной доктрине ВВС, системы ПВО должны уничтожаться еще до вылета самолетов.
БАРАБАНЫ ВОЙНЫ УЖЕ ГРЕМЯТ
«Хезболла» не может отказаться от провоцирования Израиля. Сегодня ей встать на мирные рельсы невозможно, ибо, по сути, она находится под прямым управлением тегеранских аятолл. Согласно данным снимков, сделанных израильскими разведывательными спутниками, иранцы возводят в 12 км к северо-западу от Дамаска военную базу. На снимках видны два огромных ангара, которые готовы к размещению и хранению ракет, которые могут достичь любой точки на территории Израиля. Допустить нахождение такого опасного объекта рядом со своими границами Иерусалим не готов. В декабре 2017 года ЦАХАЛ уничтожил похожую иранскую базу, находившуюся в 14 км к югу от Дамаска и в 50 км от израильской границы.
Объективности ради следует заметить, что не все военные эксперты уверены в неизбежности новых войн с «Хезболлой» и ХАМАС. Так, уже упоминавшийся Офир Хаиври считает, что «ИРИ война с Израилем невыгодна, в ней нет никакой необходимости». С его точки зрения, иранцы, избегая открытого противостояния, «намерены сформировать систему сдерживания, которая ограничит свободу действий Израиля в Сирии, а также позволит в случае необходимости оказывать давление на израильскую сторону в вопросах противодействия Иерусалима иранскому ядерному проекту на международной арене».
И тем не менее не может быть ни малейших сомнений в том, что Иерусалим не потерпит никаких военных иранских баз на своей границе. Их судьба предрешена. Но именно поэтому они вполне могут оказаться casus belli для начала войны.
Иерусалим
комментарии(0)