Высадка советского десанта на остров Нокра архипелага Дахлак, где располагалась военно-морская база ВМФ СССР. Фото 1987 года
Северо-восточная оконечность Африки, называемая за ее форму Африканским Рогом, стала в последней четверти ХХ века одной из самых воюющих частей планеты, причем эта «славная традиция» перешла и в нынешний век. Именно в этом регионе обычным делом стал полный крах государств. На нынешний год приходится целый ряд военно-политических юбилеев, относящихся к данном региону. 40 лет назад Эфиопия выиграла войну у Сомали, а 25 лет назад – официально распалась. И 20 лет назад между Эфиопией и ее бывшей провинцией Эритрея началась новая война.
ИСТОКИ КОНФЛИКТОВ
Истоки местных конфликтов лежат еще в XIX веке, когда Эфиопия, практически единственная независимая страна в Африке, так и не ставшая ни разу ничьей колонией, находилась в окружении колониальных владений Великобритании, Франции и Италии и была постоянным объектом их устремлений. Больше всего Эфиопия воевала с Италией, причем почти всегда, несмотря на подавляющее техническое превосходство итальянцев, выигрывала, ибо мало есть в мире армий, воюющих хуже, чем итальянская. Последняя из войн между ними началась в 1935 году и в 1940 году стала частью Второй мировой. Именно на этом театре военных действий (ТВД) в 1941 году антигитлеровская коалиция одержала первую полную победу: итальянская группировка капитулировала перед англо-эфиопскими войсками.
По итогам войны Эфиопия получила приморскую провинцию Эритрея, которой до этого владела Италия (благодаря этому Эфиопия впервые получила выход к Красному морю), а также окончательно закрепила за собой восточную провинцию Огаден, на которую претендовала Италия, когда ее колонией было Сомали.
Проблемой стало то, что население Эритреи и Огадена было мусульманским, в то время как Эфиопия всегда была православной страной. Имели место и сильные межплеменные противоречия. Поэтому в 1958 году возник Фронт освобождения Эритреи, стремящийся к независимости провинции. В 1960 году Сомали получило независимость и немедленно потребовало себе Огаден. Причем требования стали подкрепляться регулярными вторжениями сомалийских войск в эту эфиопскую провинцию.
В декабре 1969 года в результате военного переворота в Сомали пришел к власти генерал Мохаммед Сиад Барре, который провозгласил строительство в стране социализма и предоставил СССР военно-морскую базу в Бербере, за что получил очень много советского оружия.
Через пять лет, в сентябре 1974 года «аналогичная история произошла в соседней деревне»: военные под руководством майора Менгисту Хайле Мариама свергли эфиопского императора и тоже провозгласили
Эритрейские солдаты покидают линию соприкосновения с эфиопскими войсками после того, как было принято решение сформировать здесь 25-километровую буферную зону. Февраль 2001 года. Фото Reuters |
строительство социализма. И потребовали от СССР оружия для борьбы с эритрейскими сепаратистами, которые, что интересно, также воевали под марксистскими лозунгами. Просьба была удовлетворена лишь в начале 1977 года, когда Мариам (уже полковник) избавился от всех своих соратников по перевороту, некоторые из которых казались Москве проамериканскими. Теперь весь Африканский Рог был в советской сфере влияния. Правда, «строители социализма» в регионе ненавидели друг друга. Попытки кубинского лидера Фиделя Кастро примирить Барре и Мариама успехом не увенчались.
Барре официально провозгласил Огаден частью Сомали, после чего сомалийские войска 23 июля 1977 года вторглись в эту провинцию. Численность их группировки составляла 70 тыс. человек (12 механизированных бригад), на вооружении имелось 250 танков, 350 БМП и БТР, 600 орудий и минометов, 40 боевых самолетов. Всего за неделю практически весь Огаден (320 тыс. кв. км) перешел под контроль Сомали.
МОСКВА И ГАВАНА ИДУТ НА ПОМОЩЬ
Москва оказалась перед тяжелейшим выбором между двумя «строителями социализма» (сохранить нейтралитет было невозможно). Решающую роль сыграло то, что Сомали выступило в роли агрессора. Кроме того, стало известно о контактах Барре с ЦРУ и начавшихся поставках в Сомали американского оружия (что, кстати, вызвало большой скандал в США). Поэтому СССР начал массированные поставки оружия в Эфиопию и полностью прекратил таковые в Сомали. В ответ на это 13 ноября Барре объявил о высылке всех советских военных советников и конфискации их имущества. Причем население сразу же этой конфискацией и занялось. Но 20 ноября в Могадишо зашел советский БДК, с которого высадилось подразделение морской пехоты. После этого население немедленно успокоилось, эвакуация советников и имущества прошла благополучно.
Пока сомалийские войска безуспешно пытались штурмовать стратегически важный город Харэр, в Эфиопию советской военно-транспортной авиацией был переброшен 18-тысячный кубинский контингент. Уже к середине января 1978 года кубинцы выбили сомалийцев из Огадена. При этом СССР начал оказывать Эфиопии прямую помощь в борьбе с эритрейскими сепаратистами: в декабре 1977 – январе 1978 годов эсминец «Веский» из состава Тихоокеанского флота занимался артиллерийским обстрелом позиций эритрейцев в районе г. Массауа.
Барре не собирался сдаваться. 22 января сомалийские войска вновь вторглись в Огаден, захватив города Джиджига и Харэр.
Уже в начале февраля кубинско-эфиопские войска снова перешли в наступление. Кубинцы имели в Эфиопии две танковые и механизированную бригады (600 танков, 300 БМП и БТР, 400 орудий, минометов и РСЗО), две эскадрильи истребителей (более 40 МиГ-17 и МиГ-21). Эфиопские войска состояли из танковой, 6 пехотных бригад и 19 бригад ополчения. На вооружении имелось 230 танков и 200 артсистем (в т.ч. 42 РСЗО БМ-21), 20 МиГ-17Ф, 48 МиГ-21, 6 ударных вертолетов Ми-24А, 20 многоцелевых Ми-8, 10 тяжелых транспортных Ми-6. Кроме того, Вьетнам передал Эфиопии 10 трофейных американских истребителей F-5 (у Эфиопии уже имелось некоторое количество аналогичных самолетов, полученных из США еще при императоре).
К середине марта все было кончено, сомалийцы разгромлены и изгнаны из Огадена. Их общие потери за всю кампанию составили не менее 20 тыс. человек убитыми, до 300 танков (75% всего парка), не менее 30 самолетов (также 75% от имевшихся к началу войны). ВС Эфиопии потеряли не менее 15 тыс. человек, погибли до 25 тыс. мирных жителей. Кубинцев было убито до 400. Потери в технике составили около 150 танков, не менее 100 БМП и БТР, более 20 самолетов, в т.ч. 3 кубинских (1 МиГ-17, 2 МиГ-21бис, сбиты сомалийскими «Шилками»). В ходе войны, кроме СССР и Кубы, активную помощь Эфиопии оказывали Народная Демократическая Республика Йемен (НДРЙ), Вьетнам, КНДР, Ливия, Мозамбик, Ангола и, что интересно, Израиль.
Уже в июне 1978 года 100 тыс. эфиопских и 3,5 тыс. кубинских солдат и офицеров при поддержке 1,6 тыс. советских военных советников начали наступление в Эритрее. В порту Массауа был высажен десант советских морпехов, которые участвовали в обороне города, не потеряв ни одного человека. Партизаны, захватившие к этому моменту большую часть Эритреи, были выбиты в Судан. Тем не менее, общей победы это не принесло. Сепаратисты понемногу начали возвращаться в Эритрею и возобновили партизанскую войну. При этом кубинцы на стороне правительства воевать перестали: они слишком глубоко втянулись в ангольскую кампанию, на Эфиопию их сил уже не хватало.
СОВЕТСКИЙ ФЛОТ УХОДИТ
В октябре 1981 года 10 эфиопских дивизий (140 тыс. человек) вторглись в Судан, чтобы решить эритрейскую проблему радикально. Но из-за очень низкого уровня боевой подготовки эфиопских солдат и офицеров операция, получившая гордое название «Красная звезда», провалилась. Более того, эритрейцы заняли северо-западную часть «своей» провинции. Попытка эфиопских войск взять штурмом город Накфу (оплот сепаратистов в этом регионе) окончилась еще большим провалом и потерей 30 тыс. человек. Фактически с этого момента война из партизанской переросла в классическую с четкой линией фронта и применением тяжелой техники с обеих сторон.
СССР получил в Эфиопии несколько военных объектов в интересах своего ВМФ. Проблема была в том, что, поскольку все морское побережье Эфиопии приходилось на Эритрею, то и все эти объекты тоже находились в Эритрее, т.е. в зоне боевых действий. Впрочем, корабли базировались на островах Дахлак, до которых сепаратисты добраться долгое время не имели возможности. А вот противолодочные самолеты Ил-38 совершали посадку на аэродромах на материке. Что вело к потерям. В ночь с 20 на 21 мая 1984 года эритрейцы (по некоторым данным – с помощью саудовского спецназа) атаковали аэродром Асмэра и уничтожили 2 советских Ил-38, а также 30 эфиопских самолетов и вертолетов, в т.ч. 16 МиГ-23, 2 Ан-26 и несколько Ми-24.
В течение 1984 года эритрейцы захватили г. Тэсэнэй у суданской границы и г. Мерса-Теклай на берегу Красного моря. В 1986 году эфиопская армия провела в Эритрее крупную наступательную операцию, оттеснив противника в горы, но это вновь был лишь временный успех. В декабре 1987 года эритрейцы вторично разгромили эфиопскую группировку у Накфу. В марте 1988 года эритрейцы взяли г. Афабэт, где находился штаб эфиопских войск в Эритрее, потери эфиопской армии составили 18 тыс. человек. В течение 1988 года против правительства восстали народности волло и тигре (на севере) и оммо (на юге). К концу 1989 года армия утратила контроль над провинцией Тигре. 11 февраля 1990 года важнейший порт Эритреи Массауа был взят сепаратистами. Положение Менгисту Хайле Мариама становилось откровенно безнадежным, особенно в свете тяжелейшего кризиса в СССР.
Между тем у эритрейцев появились уже и боевые катера, с помощью которых они получили возможность атаковать оказавшуюся в полной изоляции советскую ВМБ. В середине мая 1990 года произошел бой между черноморским тральщиком «Разведчик» (проект 266М) и 4 эритрейскими катерами, в ходе которого, возможно, один из катеров противника был потоплен. 27 мая черноморский сторожевой катер АК-213 (проект 205П) также вступил в бой с 4 катерами эритрейцев, потопив 2 или 3 из них. После этого противник не рисковал вступать в прямые морские бои с советскими кораблями. Но и Москва приняла решение эвакуировать ВМБ с Дахлака, поскольку ее существование утратило всякий смысл. 19 октября 1990 года занимавшийся выводом базы конвой ВМФ СССР (МПК-118 «Комсомолец Молдавии» (проект 1124М), тральщик «Параван», 2 БДК, танкер «Шексна») был обстрелян с берега артиллерией и РСЗО эритрейцев. Ответным огнем МПК батареи были подавлены, взорван склад боеприпасов. Это был последний бой ВМФ СССР. Всего СССР потерял в Эфиопии с 1975 по 1991 год 79 человек убитыми, в т.ч. 2 генералов.
НОВЫЙ ПОВОРОТ
В феврале 1991 года эритрейские сепаратисты начали генеральное наступление, причем теперь они имели союзников и в собственно Эфиопии. 21 мая Мариам бежал в Зимбабве (где живет до сих пор, приговоренный на родине к смертной казни). 24 мая пала столица Эритреи Асмэра, а 28 мая – столица Эфиопии Аддис-Абеба. Официально независимость Эритреи была провозглашена (и признана Эфиопией) через два года, в мае 1993 года.
Отношения между бывшими союзниками по борьбе с Мариамом, новыми властями Эфиопии и Эритреи, испортились очень быстро. Страны начали предъявлять друг другу территориальные претензии, возникли серьезные экономические противоречия. В конечном счете, дело дошло до войны, которая стала последней крупномасштабной классической войной ХХ века.
В 80-е годы эфиопская армия была формально одной из сильнейших в Африке. Еще более формально она оставалась таковой и к концу 90-х. На вооружении имелось до 300 танков, не менее 200 БМП и БТР, 18 бомбардировщиков МиГ-23БН, 10 истребителей МиГ-21МФ, 24 ударных вертолета Ми-24 и Ми-35 и 22 многоцелевых Ми-8. Однако вся техника (кроме, может быть, Ми-35) крайне устарела и очень плохо обслуживалась, уровень боевой подготовки также был очень низким. К тому же после смены власти в стране значительная часть командного состава армии была репрессирована.
На вооружении ВС Эритреи имелось до 80 танков и примерно столько же БМП и БТР, почти исключительно трофеи из состава эфиопской армии. ВВС состояли из 6 штурмовиков итальянского производства МВ339. С боевой подготовкой тоже было не очень хорошо.
Тем не менее именно Эритрея 12 мая 1998 года силами трех механизированных бригад вторглась на территорию Эфиопии и захватила г. Бадме (западный участок границы между странами), на который претендовали обе страны. В течение мая, пользуясь крайней пассивностью эфиопской стороны, эритрейские войска захватили также г. Заламбесса на центральном участке границы и г. Бурре на восточном. 4 июня два эритрейских МВ339 нанесли удар по г. Мэкэле, где погибло 44 мирных жителя, 1 из штурмовиков был сбит. В ответ эфиопские ВВС нанесли два удара по столице Эритреи Асмэре, потеряв при этом по одному МиГ-21 и МиГ-23БН. Весь июнь шли тяжелые бои за Заламбессу, которая в итоге осталась в руках эритрейцев. Затем начался сезон дождей и война прервалась. За время паузы Эфиопия купила в России 8 истребителей Су-27 (в т.ч. 2 УБ), а Эритрея там же – 10 МиГ-29 (из них тоже 2 УБ). Кроме того, Эфиопия купила 140 Т-55 у Болгарии и 40 – у Белоруссии. Эритрея приобрела несколько РСЗО в Румынии. В эфиопской армии появились российские советники, в эритрейской – украинские. В Эфиопии были выпущены из тюрем практически все офицеры армии времен Мариама.
6 февраля 1999 года война возобновилась новым наступлением эритрейцев в районе Бадме, в ответ эфиопы начали наступления в центре и на востоке, а затем и у Бадме, который вернули 26 февраля. Накануне произошел воздушный бой между двумя эфиопскими Су-27 и четырьмя эритрейскими МиГ-29, в котором был сбит один из МиГов. В начале марта эфиопы попытались взять Заламбессу, но вынуждены были отступить, потеряв 57 танков. 18 марта эритрейцы захватили эфиопский Ми-35, совершивший вынужденную посадку на их территории. В мае эритрейцы попытались вернуть Бадме, но безуспешно. После этого война вновь остановилась из-за дождей. За время очередного перерыва обе стороны купили штурмовики Су-25 (Эфиопия – 10 в России, Эритрея – 8 в Грузии). Эфиопия приобрела в России 12 самоходных артустановок 2С19 «Мста» (став их первым владельцем за пределами бывшего СССР) и 10 2С5 «Гиацинт-С», более 400 буксируемых орудий были куплены в России и Казахстане. На фронте у Эфиопии имелось 170 тыс. человек (15 дивизий) против 130 тыс. эритрейцев. Уже в феврале 2000 года эфиопы вернули г. Бурре на восточном участке фронта.
12 мая 2000 года эфиопские войска развернули решающее наступление на западном участке. Накануне операции в тыл эритрейцам был заброшен эфиопский спецназ, перерезавший все коммуникации. Вскоре были захвачены города Шамбико, Барэнту и Тэсэнэй на территории Эритреи, разгромлены 8 эритрейских дивизий полностью и 7 – частично. Поскольку все эритрейские резервы были переброшены на западный участок, 25 мая эфиопская армия легко взяла Заламбессу и начала развивать наступление вглубь Эритреи, угрожая полностью разрезать узкую территорию этой страны. До Асмэры оставалось всего 50 км. В начале июня эритрейцы отбили Тэсэнэй, но ненадолго. На востоке возникла угроза прорыва эфиопов к порту Асэб. В целом, эфиопская армия провела исключительно успешную стратегическую операцию, в планировании которой очень значительное участие принимали российские советники.
18 июня 2000 года стороны подписали в Алжире соглашение о прекращении огня. Через год было согласовано создание демилитаризованной зоны шириной 25 км (в основном – в глубь Эритреи). Однако окончательно пограничные вопросы так и не решены, напряженность на границе сохраняется.
Данные о потерях сторон в войне 1998–2000 годов настолько противоречивы, что нет особого смысла их приводить.
СУДЬБА СОМАЛИ
Как ни удивительно это прозвучит, судьба Сомали оказалась гораздо более печальной, чем судьба Эфиопии.
В 1988 году в этой стране, дошедшей до абсолютной нищеты даже по очень невысоким африканским стандартам, началась полномасштабная гражданская война. В январе 1991 года Барре был свергнут, Сомали фактически распалась, при этом в стране начался сильнейший голод. В сентябре 1992 года ООН одобрила операцию «Возрождение надежды» по доставке в Сомали гуманитарной помощи. Операция очень быстро переросла в войну морской пехоты США против группировки сильнейшего полевого командира на территории распавшейся страны генерала Айдида. Сначала боевики Айдида убили 24 пакистанских солдата, входивших в состав контингента ООН, а затем, 3 октября 1993 года, разгромили группу американского спецназа, которая потеряла 18 человек убитыми и вертолет МН-60. Весной 1994 года американцы бесславно покинули Сомали, получившее возможность беспрепятственно разваливаться дальше.
На севере этой бывшей страны были созданы относительно нормальные (хотя бы по африканским меркам) государства Сомалиленд и Путленд, на остальной территории царил полный хаос, который, как это часто бывает, привел к появлению в стране исламских радикалов. В 2006 году значительная часть Сомали оказалась под контролем группировки «Объединенные исламские суды». В декабре 2006 года в Сомали вторглись эфиопские войска и быстро вышли к Могадишо. Затем два года эфиопы при поддержке США с воздуха вели борьбу с исламистами на территории бывшего главного противника, но, в конце концов, утомились и в январе 2009 года ушли. Хаос в Сомали продолжается до сих пор и теперь регулярно «перетекает» в соседнюю Кению. Никакого конца этому не видно.
комментарии(0)