Колонна БТР-82А на учениях российских миротворцев в Абхазии. Фото с сайта www. mil.ru
Южный военный округ Вооруженных сил РФ, кроме значительного потенциала на своей территории, включает три военные базы за пределами страны. Положение этих баз очень разное.
Две из трех баз находятся в бывших грузинских автономиях – Абхазии и Южной Осетии. После августовской войны 2008 года («Война 08.08.08 – послесловие», «НВО», 03.08.18) Москва признала независимость обеих республик, после чего миротворческие силы ВС РФ на их территориях были заменены регулярными войсками. Контингент на территории каждой из республик имеет статус военной базы, являясь фактически мотострелковой бригадой с усиленной ПВО.
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ И АБХАЗИЯ
4-я военная база (вб) дислоцирована в Южной Осетии (в Цхинвале и пос. Джава). 7-я военная база дислоцирована в Абхазии (Гудаута).
Практически одинаковым является состав вооружений этих баз: по 41 танку Т-72БМ, примерно по 160 БМП-2/3 и БТР-80/82АМ и по 15 МТЛБ, по 36 152-мм самоходных артустановок (САУ), по 18 120-мм минометов, по 18 же 122-мм реактивных систем залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град», по 12 самоходных противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) «Штурм-С», по 12–24 зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Оса» и «Стрела-10» и зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Тунгуска». Кроме того, 4-я вб имеет по одной батарее оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Искандер» и РСЗО «Смерч».
Также базы имеют усиленную ПВО – дивизион ЗРК «Бук-М1» на 4-й вб, два дивизиона зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300ПС/ПМ (объединены в 100-й зенитный ракетный полк (зрп) на 7-й вб.
Обе базы полностью интегрированы с ВС соответствующих республик, причем под российским командованием.
Объединенного потенциала 4-й и 7-й баз и ВС двух республик более чем достаточно для противостояния ВС Грузии, которые так всерьез и не восстановились после войны 2008 года. Обсуждение же возможности агрессии со стороны НАТО с целью возвращения республик в состав Грузии относится на самом деле к сфере психиатрии, а не военного анализа. Учитывая тот факт, что Абхазия и Южная Осетия граничат с Россией, откуда можно достаточно быстро и практически беспрепятственно получить подкрепления из состава ЮВО, положение обеих баз можно считать стабильным и безопасным.
Очень важно и то, что как политическая власть, так и население Абхазии и Южной Осетии абсолютно лояльны России и прекрасно понимают, что базы гарантируют их независимость и безопасность. Более того, подавляющее число граждан обеих республик имеют также российское гражданство. А Южная Осетия вообще хотела бы войти в состав РФ и совершенно справедливо не понимает, почему Крыму можно, а ей – нельзя (особенно учитывая тот факт, что она, в отличие от Крыма, отстаивала свободу с оружием в руках и ценой сотен жизней). И никакого приличного ответа на этот вопрос у Москвы нет (а реальный ответ состоит в том, что Москва, при всей кажущейся брутальности своей внешней политики, очень не хочет еще больше ссориться с Западом), поэтому она просто молчит.
АРМЕНИЯ
Совсем в другом положении находится 102-я военная база ВС РФ, дислоцированная в Армении (в г. Гюмри). С военной точки зрения она также представляет собой мотострелковую бригаду, усиленную ОТРК, РСЗО и средствами ПВО, причем в данном случае – не только наземными. Состав вооружений 102-й вб практически полностью идентичен составу вооружений 4-й вб, включая батареи «Искандеров» и «Смерчей» и дивизион «Бук-М1». Кроме того, имеются два дивизиона ЗРС С-300В, которые объединены с дивизионом «Буков» в 988-й зрп.
Также в состав 102-й вб организационно входит 3624-я авиабаза, дислоцированная на ереванском аэродроме Эребуни. На ее вооружении имеется 18 истребителей МиГ-29 (в том числе 2 модернизированных МиГ-29С и 4 учебно-боевых МиГ-29УБ), 4 ударных вертолета Ми-24П и 7 многоцелевых Ми-8 Воздушно-космических сил (ВКС) РФ. Потенциал этой авиабазы (особенно в плане ПВО) гораздо выше, чем у ВВС Армении.
Формально 102-я вб не объединена в одну группировку с ВС Армении, но, разумеется, между ними имеет место тесная координация, регулярно проводятся совместные учения. Армянская армия значительно сильнее абхазской и югоосетинской армий вместе взятых, 102-я вб за счет наличия авиации сильнее (по отдельности) 4-й и 7-й вб. Тем не менее ее положение является крайне сложным по причинам геополитического характера. Армения отрезана от России Грузией, полностью враждебной России, и Азербайджаном, полностью враждебным Армении. При этом потенциал ВС Азербайджана на данный момент выше, чем даже объединенный потенциал армий Армении и Нагорно-Карабахской Республики (НКР) и 102-й вб (правда, у армянской и российской стороны выше уровень боевой и морально-психологической подготовки). Тем более ВС Турции, союзной Азербайджану и полностью враждебной Армении, имеют подавляющее превосходство над российско-армянскими силами. К тому же из-за вышеупомянутой географической изоляции, в случае войны снабжение из России 102-й вб и армянской армии возможно лишь кружным путем через Каспийское море и Иран, что очень долго, дорого и не совсем надежно (как в политическом, так и в чисто военном плане).
В силу данных обстоятельств 102-я вб имеет не столько военное, сколько политическое значение. Она расположена на границе с Турцией и выступает гарантом от вмешательства этой страны на стороне Азербайджана в новую войну за Нагорный Карабах, если таковая случится. Разумеется, российская база из-за несопоставимости потенциалов не может противостоять турецкой армии, но атака на нее будет означать, в соответствие с нормами международного права, агрессию против России в целом, то есть гарантирует, что Россия должна будет начать войну против Турции. Понятно, что российская армия ни в каком случае не будет совершать марш на Анкару, но она должна будет предотвратить оккупацию турками Армении (даже частичную). В войну с Азербайджаном Россия вряд ли вступит (по крайней мере если этой войной не будет затронута территория собственно Армении), но с Азербайджаном войска Армении и НКР пока еще справятся сами (за счет превосходства в уровне подготовки и наличия мощных оборонительных позиций). Правда, чем сильнее вооружается Азербайджан, тем меньше уверенности в победе Армении.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Таким образом, 102-я вб является гарантом самого существования Армении. Другими словами, для России пребывание ее базы в Армении – вопрос геополитических амбиций, для Армении – вопрос выживания. Власти страны это прекрасно понимают (по крайней мере все предыдущие власти, с новыми властями уже не все так однозначно), поэтому не только не берут с России денег за пользование базой, но, наоборот, оплачивают ее пребывание (случай, видимо, уникальный в мировой практике). Однако в армянском обществе отношение к пребыванию российских войск весьма неоднозначное (в отличие от ситуации в бывших грузинских автономиях). И изнутри страны, и из-за ее пределов очень активно нагнетаются антироссийские настроения, которые имеют среди армян определенный отклик. Поэтому крайне сложно сказать, каковы перспективы сохранения 102-й вб на территории Армении в долгосрочной перспективе (особенно с учетом упомянутой неоднозначности позиции новой власти этой страны). Хотя ее уход станет для Армении самоубийством, но мировая практика, к сожалению, знает достаточно примеров самоубийств целых обществ.
При этом и Москва играет в свои политические игры, затрагивающие ситуацию в регионе. В частности, с середины 2016 года российская политика в Сирии строится на основе союза с Турцией, причем этот союз обеспечил большинство российско-сирийских военных побед («Почему союз с Москвой лучше, чем с Вашингтоном», «НВО», 22.06.18). Для Москвы это составляющая часть большой геополитики, к тому же пока ее дружба с Анкарой никак не влияет на ситуацию на Кавказе, но в Ереване относятся к этому крайне нервно. Еще больше возмущают армян (и здесь их понять вполне можно) поставки новейшего российского оружия Азербайджану, причем в весьма значительных количествах. Москва же в данном случае делает вид, что сам факт непримиримого армяно-азербайджанского конфликта (притом что Армения – член ОДКБ, а Азербайджан – нет) ее вообще не касается, поэтому она без проблем поставляет оружие и тем, и другим.
Впрочем, в конечном счете армяне должны обижаться только на самих себя. Они были вполне взрослыми и сознательными людьми, когда шли в авангарде процесса ликвидации СССР. Армения вела себя более цивилизованно и корректно, чем целый ряд других бывших союзных республик, но к независимости рвалась чрезвычайно активно и уверенно. Ее граждане должны были, очевидно, полностью осознавать, в каком, мягко говоря, очень непростом геополитическом положении окажется независимая Армения. Вот в нем она и оказалась. Никак по-другому быть не могло. Сегодня Москва и Ереван находятся в совершенно разных геополитических весовых категориях и решают соответственно совершенно разного уровня задачи. Поэтому взрослые и сознательные армяне должны трезво взглянуть на вещи и понять, кому больше нужна 102-я военная база.
комментарии(0)