Современные украинские партизаны будут, видимо, воевать с «российскими агрессорами» оружием народных мстителей времен Второй мировой. Фото с сайта www.mil.gov.ua
Последние дни уходящего года не принесли спада напряжения в отношениях между Москвой и Киевом. Более того, обстановка накалилась до предела, а венцом происходящего стали два события – объявление военного положения в 10 областях Украины и зарегистрированный 21 декабря проект обращения к Петру Порошенко, дабы тот объявил войну РФ. Эту последнюю новость с воодушевлением восприняли многие не только в Незалежной, но и в России. Она согрела мятежные души украинских националистов-патриотов. Берусь предположить, что генералы Вооруженных сил РФ уже пресытились вынужденной обороной Донбасса и гибридным сирийским конфликтом и были бы не прочь повоевать по-настоящему, совершить классические межвидовые наступательные действия. Так сказать, повторить Битву за Днепр, но уже на современном уровне. А может быть – пойти дальше, форсировать Днепр и осуществить ремейк Днепровско-Карпатской операции. Впрочем, скорее всего Петр Порошенко не решится объявить Москве войну и будет следовать уже апробированной им не раз стратегии, суть которой заключается в инициировании мелких околовоенных провокаций, которые подаются мировому сообществу как акты агрессии России. В результате Киев получает финансовую помощь Запада, а Москве достаются очередные экономические санкции. Но все же стоит учитывать, что возможен такой ход событий, который в состоянии привести к фатальным последствиям (в виде реальной войны) помимо воли тех или иных политиков. Поражает то обстоятельство, с какой легкостью украинская элита говорит о войне.
Для политиков и высшего военного руководства объявление войны – это политические и военные игры, а для простых граждан и той и другой страны – это настоящая драма, обрывающая жизни, разрушающая привычный уклад и калечащая судьбы.
РАДА ХОЧЕТ ВОЙНЫ
В заключительный день работы Верховной рады внефракционный депутат Виталий Куприй, ярый борец с коррупцией (и как водится, в ней же обвиненный), выступил с инициативой обязать президента решением парламента объявить войну России. В пояснительной записке к своему предложению Куприй написал: «Целью предложенного проекта постановления является осуществление политического давления на президента Украины во имя выполнения последним своих конституционных обязанностей по обороне нашей страны и ее защиты от иностранного оккупанта – Российской Федерации». Многие отмечают, что действия Виталия Куприя можно объяснить его природным авантюризмом. Впрочем, в его биографии ничего особо примечательного на этот счет нет. Родился он в Днепродзержинске (земляк Леонида Ильича Брежнева), имеет диплом Днепропетровского университета и австралийского Macquarie University. Избран в Верховную раду от 29-го округа Днепропетровской области, был обвинен в коррупции, а 1 ноября 2018 года оказался в российском санкционом списке.
Бесспорно, инициатива Куприя носит чисто популистский характер, а решился он на нее, потому что в следующем году предстоят выборы в Верховную раду. И этому депутату наплевать, какие будут последствия, если, не дай бог, его предложение обернется реальным объявлением войны. Помимо разрыва деловых, транспортных и дипломатических связей множество граждан Незалежной, находящихся в России по украинскому паспорту, могут подвергнуться интернированию. Та же участь ожидает россиян, находящихся в пределах Украины. Любая провокация на границе обернется перестрелкой. Украинским речным катерам класса «Гюрза» придется забыть не только о попытках прорыва через Керченский пролив, но и выходах в открытое море. То же касается не только прочих кораблей из состава немногочисленного украинского флота, но и всех судов гражданского назначения. Морские порты Незалежной будут наглухо заблокированы. И все это при условии, что Украина, объявив войну, к реальным боевым действиям не перейдет.
ЗАЕЗЖЕННАЯ СТРАШИЛКА
Чем опасны инициативы парламентариев, такие как выдвинутая Куприем? Они провоцируют очередную эскалацию русофобских настроений в украинском обществе, а это влияет и на умы военных. При определенных условиях, казалось бы, совершено пустое заявление об объявлении войны России (о котором украинцы судачат с весны 2014 года) может вызвать мощный резонанс в общественном сознании, и руководство страны встанет перед выбором: или действительно начинать войну, или быть свергнутым. Зачастую сам украинский лидер является источником взрывоопасных страшилок для народных масс.
Как нарочно, в дополнение ко всему случившемуся Порошенко не так давно написал очередное сообщение на своей страничке в Twitter о том, что «наземная группировка войск РФ вдоль границы Украины, на временно оккупированных территориях в Донбассе и в Крыму составляет 28 батальонных тактических групп, свыше 1120 танков, 2600 бронированных машин, 1230 артиллерийских систем, 442 РСЗО (реактивных систем залпового огня. – «НВО»), 6 оперативно-тактических ракетных комплексов». Это не первый его пост, посвященный «агрессивным устремлениям Москвы», с каждым таким сообщением Петр Алексеевич увеличивает «численность российских войск, развернутых вблизи украинских рубежей».
В одном из его постов сказано, что «с конца августа Россия укрепила свои силы по всей границе с Украиной – от Белоруссии до оккупированного Крыма и Приднестровья. Растет число российских армий, танков и ракетных систем». С ним в заявлениях о нарастающей российской угрозе соревнуются министр обороны Степан Полторак и начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко.
В дополнение ко всему не стоит забывать, что сам Петр Порошенко не раз говорил том, что Москва и Киев находятся в состоянии войны. Так, 11 декабря, видимо, отчаявшись в своих попытках дозвониться российскому президенту, он выдал в эфир тираду следующего содержания на откровенно истеричной ноте: «Господин Путин, это акт агрессии. Господин Путин, это война, и это не шутки, не инцидент и не кризис. Ваши регулярные войска под флагом России совершили нападение на украинские военные суда в международных водах. В нейтральных водах Черного моря, которое открыто для международного судоходства, 10 военных кораблей России открыли неспровоцированный огонь против украинских военных катеров и буксира». Украинский президент, заявляя, что созданная им армия – самая сильная в Европе, в реальности уповает только на вооруженные силы Североатлантического альянса. Объявив весьма странное, частичное военное положение в своем государстве, он бросает клич своим Вооруженным силам, особенно военно-морским, – «дать по зубам агрессору» – и тут же заявляет, что «необходимо присутствие НАТО в Черном море, чтобы не позволить войскам России оккупировать Черное море и регион Азовского моря». И конечно же, как венец всему случившемуся Петр Порошенко призывает Запад объявить «Азовский» пакет санкций. То есть все его предыдущие вербальные экзерсисы по поводу войны с Россией сводятся только к этому?
О ЧЕМ ГРЕМЯТ БОЕВЫЕ БАРАБАНЫ
Кроме командования ВСУ и собственно украинского Главковерха Порошенко есть еще одна персона, вещающая о мифической мощи армии Незалежной. В полемике, развернувшейся в украинском обществе, готова ли Нэнька воевать с Россией, Александр Турчинов занимает строго определенную позицию. Недавно он заявил, что в распоряжении Вооруженных сил Украины (ВСУ) есть новые ракетные комплексы.
Послушаем его самого: «Мы системно работаем над усилением береговой обороны Черного и Азовского побережья. С этой целью будут привлечены новые и модернизированные ракетные комплексы. Это позволит нам не только эффективно противодействовать любым десантным операциям, но и уничтожить любой корабль, который угрожает нашей стране, на расстоянии 300 км, даже если он расположен в порту базирования».
В прошлом году Александр Турчинов сообщал прессе о проведении успешных испытаний новой украинской крылатой ракеты, а несколько ранее говорил о реактивной системе залпового огня (РСЗО) «Ольха», также украинского производства. О первой он заявлял, что оборонпромом Незалежной был открыт «новый этап ракетной программы, согласно которому ВСУ должны получить мощные высокоэффективные крылатые ракеты, способные на большом расстоянии точно поражать вражеские цели». Назывались какие-то запредельные характеристики, типа того, что эта чудо-ракета с легкостью покрывает расстояние в три сотни километров. На поверку оказалось, что украинские оружейники «успешно» провели бросковые испытания устаревшей советской противокорабельной ракеты. И в дальнейшем об этом не вспоминали. А знаменитая украинская «Ольха» («Вiльха») не более чем старая советская РСЗО «Смерч». И выходит, что Александр Турчинов выдает желаемое за действительное. Нет у ВСУ ракет, способных бить на 300 км, а если им вздумается взорвать Крымский мост, то делать это придется вручную. Помнится, в прошлом году секретарь украинского Совбеза заявлял, что будут создаваться «комплексы крылатых ракет не только наземного, но и морского и воздушного базирования». Сейчас на эту тему он благоразумно ничего не говорит. И действительно, у Незалежной как не было, так и нет ни заявленных сверхмощных ракет, ни самих носителей (кораблей и самолетов), на которых можно было бы это чудо-оружие разместить.
Турчинов может только настаивать на необходимости послать еще пару речных катеров «Гюрза» с целью попытаться пройти через Керченский пролив. При этом заявляя: «Для нас важно. Если мы остановимся и отступим, то Россия фактически выполнит свою задачу по захвату Азовского моря, предъявит миру самоопределенные новые морские границы в Черном море, де-факто легализировав оккупацию Крыма». Он настаивает, что «с проходом кораблей (чересчур громко сказано) нельзя медлить». И конечно же, выражает надежду, что НАТО или ОБСЕ примут в походе участие или хотя бы понаблюдают за ним издали.
СИЛЬНЕЙШАЯ АРМИЯ ЕВРОПЫ
Возможную численность российской группировки войск, сосредоточенной на границе, назвал сам Порошенко, насколько эти данные соответствуют действительности, не нам судить, поверим украинскому президенту на слово. Будет проще еще раз взглянуть на то, чем он собирается остановить «российскую агрессию». Все, чем располагает Незалежная, это плохо обученная и столь же плохо вооруженная пехота, несколько сотен старых танков и допотопная артиллерия. Если ВСУ хорошенько пометет по сусекам, то наскребет для фронта до 600 танков и не более 2 тыс. боевых бронированных машин. Артиллерийский парк ВСУ насчитывает около 300 самоходок (152-мм САУ, «Мста-С», 152-мм САУ «Акация», «Нона», «Гиацинт»), около 500 РСЗО (БМ-21 «Град», «Ураган» «Смерч») и порядка 2 тыс. единиц возимой и буксируемой ствольной артиллерии. ВВС имеют на вооружении около 200 боевых, чуть больше 40 транспортных самолетов и около 60 вертолетов. Сразу стоит оговориться, что украинская военная авиация пребывает в плачевном техническом состоянии. Сколько машин в случае войны украинцы смогут поднять в воздух, сказать сложно. Силы ПВО вооружены старыми образцами С-200, С-300 и «Бук-М1», всего от 16 до 22 дивизионов, опять же сколько из них сейчас боеспособны – не известно. По оценке самих украинских военных, в российских портах Азовского моря находится как минимум 40 боевых кораблей ВМФ и Погранвойск РФ. Украинская сторона предполагает, что в портах Таганрога, Ейска и Приморско-Ахтарска сосредоточена сильная группировка десантных морских средств, способная перебросить крупные силы 8-й, 49-й и 59-й армий Южного военного округа на украинский берег. Этой силе Незалежная может противопоставить 23 катера, пару десантных кораблей и на ладан дышащий единственный фрегат «Гетман Сагайдачный».
К тому же у ВСУ наблюдается недостаток в боеприпасах. В марте 2017 года огонь уничтожил на военном складе в городе Балаклея в Харьковской области около 100 тыс. т боеприпасов. В результате пожара на военных складах в Калиновке Винницкой области в сентябре 2017-го были потеряны 39 тыс. т боеприпасов. В мае 2018-го огонь охватил полевой склад Объединенных сил ВСУ в прифронтовой зоне вблизи села Старая Николаевка, в воздух взлетела 1 тыс. т материальных средств. И потери 6-го арсенала блогер оценил в 70 тыс. т. Итого ВСУ остались без 210 тыс. т боеприпасов, что составляет 40% общего числа патронов, гранат, снарядов и ракет, которыми располагает армия Незалежной. Со столь мизерными силами Киеву остается только уповать на политическую поддержку Запада.
ОБРАТНАЯ СТОРОНА ВОЙНЫ
Подсчет украинских сухопутных сил не дает истинного представления о том, как могут развиваться события русско-украинской войны. Во-первых, не стоит забывать о четырех атомных электростанциях: Запорожской, Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской. Они и в мирное время представляют из себя серьезную опасность, поскольку украинцы допускают нарушения в технологии их эксплуатации. А в военное время это, по сути, четыре ядерных фугаса большой поражающей мощности. Во-вторых, при вторжении российское командование может рассчитывать на лояльность населения только Левобережной Украины, а также южных областей (Одесской, Николаевской и Херсонской). Население большой части правого берега, особенно северо-запада страны, наверняка будет партизанить. В-третьих, допустим, Россия захватила Украину, следом возникнет вопрос, что делать с разрушенной страной, у Москвы нет ресурсов для ее восстановления. И наконец, четвертое Западу все равно, кто затеет войну, агрессором будет объявлена именно Москва, а это обеспечит надежную изоляцию России на долгую перспективу.
комментарии(0)