Беспилотник HAROP – на сегодня самое разрекламированное ударное средство азербайджанской армии. Фото Джулиана Херцога
Уже несколько недель продолжаются бои между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе. Пока военные успехи на стороне Баку. Азербайджанские силы смогли взломать армянскую оборону в нескольких местах. И если наступление на севере пока идет достаточно медленно, то на юге военные достижения Азербайджана очевидны. Хотя и с тяжелыми боями, фронт противника был прорван, освобождено большое количество населенных пунктов, а армянские формирования отступают. 21 октября президент Азербайджана заявил о полном контроле над границей НКР и Ирана.
Многие эксперты связывают достижения азербайджанских войск с активным использованием беспилотников Bayktar, не так давно закупленных у Турции, и израильских дронов-камикадзе HAROP. Во многом таким мнениям способствуют видео, которые постоянно публикует военное ведомство Азербайджана.
На них запечатлены высокоточные удары по армянской бронетехнике, артиллерии, автомобилям и даже по позициям пехоты. Не так давно жертвами беспилотников стали несколько пусковых установок оперативно-тактических ракет «Эльбрус» и дальнобойная реактивная система залпового огня «Смерч». Также на счету азербайджанских дронов пусковые установки зенитной системы С-300 и несколько армянских радаров. Несомненно, ролики выглядят весьма впечатляюще и эффектно. Хотя в нескольких случаях на опубликованных материалах хорошо видно, что жертвами БПЛА стали уже ранее пораженные цели – речь идет об уничтожении станции РЭБ «Репеллент». Кадры ее ликвидации дроном-камикадзе HAROP были опубликованы еще в конце сентября.
Но если внимательно посмотреть на фото, представленные в интернете, отчетливо видно, что машина полностью выгорела еще до удара. От кунга остался один остов, а у кабины водителя сорваны двери, выбиты стекла и нет люка на крыше.
Скорее всего «Репеллент» стал жертвой артиллерийского обстрела. Об этом говорят характерные разрушения укрытий для личного состава. Они находятся впереди капонира, где размещается станция радиоэлектронной борьбы.
Поэтому весьма интересно разобраться, насколько действительно эффективны азербайджанские БПЛА, какие средства поражения они используют и действительно ли они позволили Баку полностью отказаться от использования классической авиации?
Ужасный HAROP
Существует мнение, что основными ударными системами азербайджанской армии стали разведывательно-ударные БПЛА HAROP. Последние разработаны израильским авиастроительным концерном IAI еще в начале 2000-х годов. Главная задача HAROP – поиск и уничтожение зенитным систем.
Беспилотник оборудован средствами радиотехнической разведки (иногда указывается, что на борту даже есть радар), а также оптико-электронными системами. Дрон патрулирует в заданном районе и, обнаружив цель, превращается в боеприпас, атакуя ее с пикирования. «Висеть» на заданном маршруте HAROP может несколько часов. В настоящее время дрон по лицензии производится уже в Азербайджане.
Но помимо HAROP, Баку приобрел и выпускает по лицензии еще несколько моделей дронов-камикадзе. Речь опять же об израильских Orbiter 1K, разработанных компанией Aeronautics Defense Systems (ADS). Контракт на эти изделия был заключен сразу после апрельской войны 2016 года.
А вот договор по беспилотникам SkyStriker производства израильской компании Elbit Systems был подписан скорее всего в 2018 или в 2019 году. По своим характеристикам это изделие мало чем отличается от Orbiter. Считается, что Баку начал закупать SkyStriker после известно скандала с представителями фирмы ADS. Последние провели демонстрацию своего изделия для азербайджанских военных на реальной цели армянских Вооруженных сил в Нагорном Карабахе.
SkyStriker и Orbiter – это достаточно простые дроны. По своим характеристикам, составу бортового оборудования, а главное – массе боевой части они серьезно проигрывают HAROP. Их главная задача – поражать небольшие и небронированные цели на поле боя.
Как ранее заявило Минобороны Азербайджана, первое боевое применение «летающих боеприпасов» состоялось в ходе апрельской войны 2016 года. Правда, в настоящее время известно только об одном достоверном факте. Тогда на территории Нагорного Карабаха с помощью HAROP был уничтожен автобус с армянскими добровольцами.
Не стали барражирующие боеприпасы главной ударной силой и в ходе нынешней войны, если проанализировать видео, которые размещены на официальном YouTube-канал Минобороны Азербайджана. На долю БПАЛа-камикадзе приходится всего несколько пораженных целей.
В частности, ими уничтожено три радиолокационные станции, одна или две пусковые установки 5П85С, удар по уже уничтоженной станции РЭБ «Репеллент», ликвидация реактивной системы залпового огня «Смерч». Также можно найти несколько попаданий дронов-камикадзе в окоп и полевые укрепления армянских вооруженных формирований.
За время конфликта несколько HAROP разбились либо были уничтожены ПВО над территорией Ирана. Туда они попали в ходе боев на юге НКР. Можно предположить, что эти изделия стали жертвами средств радиоэлектронной борьбы. Управление ими было утрачено, беспилотники самостоятельно изменили курс и вышли из воздушного пространства Карабаха.
Также известно об одном упавшем Orbiter. Правда, это был не ударный дрон, а его чисто разведывательная версия – Orbiter-2. Аппарат практически без повреждений упал в районе Степанакерта. Судя по всему, на нем штатно сработала система приземления. Возможно, он также стал жертвой РЭБ.
Несмотря на налаженное производство дронов-камикадзе нескольких типов, наиболее часто в боях азербайджанские военные используют именно HAROP. Как и предполагалось его создателями, действуют они против систем противовоздушной обороны, а также важных систем вооружения.
Анализ потерь армянских Вооруженных сил показывает, что со своей задачей БПЛА не справились. Армянские С-300 продолжают функционировать. Впрочем, как и «Смерчи», «Эльбрусы» и «Точки», продолжающие наносить удары по территории Азербайджана.
Работа же боле легких SkyStriker и Orbiter вообще не попала на официальное азербайджанское видео. Впрочем, подобный результат вполне ожидаем. Дроны с небольшими боевыми частями в 3–5 кг не могут нанести существенного ущерба даже легкобронированным боевым машинам. Не говоря уже о танках, БМП и БТР. Также удары таких дронов-камикадзе практически бесполезны против укрывшейся в полевых укреплениях пехоты.
Ракета-бомба
Судя по имеющейся информации, главной ударной силой Азербайджана стала связка дронов Bayktar с управляемыми ракетными комплексами, а также артиллерией. На официальных видео азербайджанского военного ведомства хорошо можно рассмотреть, как к целям подлетают ракеты, а иногда – артиллерийские снаряды.
Похоже, Баку активно использует корректируемые артиллерийские боеприпасы. В пользу этой версии говорят видео с особо точными попаданиями одиночных артиллерийских снарядов в полевые укрепления, а также в бронетехнику. Эффективность таких ударов весьма высока.
Ранее Азербайджан приобрел в России современные самоходные артустановки 2С19М1 «МСТА». Поэтому не исключено, что недавно Баку дозакупил к ним корректируемые боеприпасы «Краснополь». Тем более что экспортный вариант этого снаряда – один из самых современных в мире и отличается уникальными характеристиками. Достаточно сказать, что вариант «Краснополя» для российских Вооруженных сил был создан именно на базе экспортной версии.
Для поражения подвижных объектов – танков, БМП, БТР, самоходных артустановок, РСЗО и систем ПВО – азербайджанские военные используют управляемые ракеты Spike моделей ER и NLOS. Характерные силуэты этих изделий можно обнаружить на официальных видео азербайджанского Минобороны.
Также можно предположить, что Bayktar наводят и более тяжелые системы вооружения. В частности, корректируемые 300-мм ракеты комплексов «Полонез» и израильские тактические ракеты LORA. Думается, именно белорусско-китайские «Полонезы» эффективно уничтожили на позициях оперативно-тактические комплексы «Эльбрус» армянских Вооруженных сил. Наводили на цель корректируемые боеприпасы именно беспилотники.
Надо признать, что турецкие дроны Bayktar хорошо подходят именно для такой работы. Они оснащены достаточно мощными оптико-электронными системами, в том числе с ночным и тепловизионным каналами. Но главное – на их борту установлены современные и весьма эффективные лазерные дальномеры.
В то же время до сих пор нет достоверного подтверждения использования малогабаритных управляемых боеприпасов с борта Bayktar. Речь идет о 22-килограммовых бомбах MAM-L. Эти изделия, наводящиеся по лазерному лучу, способны поражать цели на расстоянии до 8 км. Бомбы оснащаются различными боеголовками – в том числе термобарическими и для борьбы с бронеобъектами.
Bayktar в сочетании с MAM-L оказались весьма неприятным сюрпризом для Вооруженных сил Сирии в ходе боев в Идлибе весной нынешнего года. Дроны непрерывно висели на позициями и атаковали сирийскую пехоту и бронетехнику управляемыми боеприпасами. Позже видеозаписи с кадрами эффективных ударов по танкам, боевым машинам пехоты и отрядам правительственных войск распространяло Минобороны Турции.
Правда, последующий анализ потерь показал, что красивые картинки не совсем соответствовали действительности. Подавляющее большинство «уничтоженных» бронеобъектов получили достаточно небольшие повреждения и были позже оперативно восстановлены. Также MAM-L не могли справится с пехотой, укрывшейся даже в обычных домах.
Следует отметить, что азербайджанские Bayktar имеют на борту турецкие корректируемые боеприпасы. В частности, на фото дрона, сбитого 20 октября армянским ПВО, можно увидеть две MAM-L. Скорее всего Вооруженные силы Азербайджана прекрасно осведомлены о низком могуществе турецких корректируемых боеприпасов, поэтому используют их крайне ограниченно. Под дроны бомбы подвешивают скорее всего на всякий случай. Вдруг под удар подвернется удобная цель – к примеру, движущийся по дороге автомобиль.
Победа или поражение?
На первый взгляд азербайджанские дроны демонстрируют уникальные боевые возможности. Уже смело можно говорить о новой беспилотной революции в военном деле. Но это только на первый взгляд.
Рассказы об уникальных возможностях дронов-камикадзе оказались слишком оптимистичными. Пока на счету этих изделий ничтожный процент уничтоженной армянской техники и личного состава. Так что трубить о беспилотных роях, сметающих все на своем пути, пока еще очень рано.
Пока самый эффективный азербайджанский военный инструмент – это БПЛА Bayktar, который наводит на цели артиллерию и управляемые ракеты. Как и в случае с Идлибом, турецкие дроны висят над линией фронта и тактическими тылами, выбивают цели, срывают армянские атаки и изолируют районы обороны. Но на самом деле возможности такой схемы ограниченны. Они определяются дальностью стрельбы ракет Spike и артиллерийских систем – а это всего лишь несколько десятков километров.
Поэтому азербайджанские военные не могут бороться на оперативном уровне с переброской армянских резервов. Для этого требуется задействовать уже полноценную авиацию и наносить массированные удары по выдвигающимся колоннам. В то же время дальнобойные ракетные системы LORA и «Полонез» неэффективны для борьбы с подвижными силами. Но задействовать авиацию Баку не может – армянские С-300 пока не подавлены.
Поэтому азербайджанское наступление идет, в общем-то, тяжело. Армянскому командованию всякий раз удается на участке прорыва скопить силы, необходимые для контратаки. Хотя такие удары не смогли переломить ситуацию, но вот азербайджанское наступление они сильно тормозят.
Тут также следует отметить еще один важный факт. Азербайджан закупал HAROP и осваивал его производство специально для борьбы с армянским дальнобойными ЗРС. Но пока на счету этих дронов-камикадзе всего две пусковые установки системы С-300. Так что уже можно утверждать, что со своей задачей главный символ нынешней войны не справился.
Сложившаяся ситуация – не заслуга уникальных турецких БПЛА, а полный провал военного планирования армянских Вооруженных сил. Во время боев в Идлибе Вооруженные силы Сирии оперативно подогнали в район боевых действий зенитные комплексы «Бук» и «Панцирь». Благодаря им удары по войскам серьезно ослабели, а сирийские силы перешли в контрнаступление и отбросили протурецких боевиков практически на исходные позиции. Более того, Анкара была вынуждена сесть за стол переговоров и согласиться на не самое выгодное для себя перемирие.
Подобная ситуация сложилась летом нынешнего года в ходе наступления сил Правительства национального согласия в Ливии. Тогда также благодаря непрерывным ударам Bayktar оборона Ливийской национальной армии была сломлена и вооруженные отряды ЛНА были вынуждены отступить. Но с появлением «Панцирей» ситуация сразу же стабилизировалась. Более того, ЛНА смогла закрепиться на новых рубежах и нанести поражение подходящим отрядам ПНС
При упоминании этих событий многие эксперты сразу вспоминают, что жертвами Bayktar в Ливии и Сирии стало более десятка зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь». Но результаты боев определяются не уровнем потерь, а достижением сторон на момент прекращения активных столкновений.
комментарии(1)
0
Адам 08:04 30.10.2020
Не Bayktar а Bayraktar!) И ещё по официальным данным Баку правда без уточнения дронами или другим оружием уничтожены на сегодняшний день 6! установок С300 вс Армении