Сцена из оперы «Князь Игорь» на подмостках Мариинского театра. Фото с сайта www.mariinsky.ru
Хазары – народ тюркского корня и иудейского вероисповедования, частично кочевой, частично оседлый. Происходили хазары то ли от гуннов, то ли от уйгуров, то ли от алтайских тюркских племен.
Хазарский каганат (650–969) в свои лучшие времена контролировал Нижнее Поволжье и дельту Волги (где хазары основали свою столицу Итиль). А также Дербент (узкий проход вдоль Каспия в Закавказье и Персию). А также Крым и Керченский пролив (включая Тамань и древний Херсонес). И безраздельно хозяйничали в причерноморских степях. В их числе были и степи донецкие – в частности, соляные промыслы близ Торских озер.
Хазары подчинили Великую Булгарию – кочевое объединение, выходцы из которого основали Болгарию нынешнюю. Воевали с арабами (арабский Халифат, воспаленный ранним исламом, как раз начинал свою экспансию). То враждовали, то мирились с Византией. Черное (а порой и Азовское) море в ту пору именовали Хазарским.
Хазар считают своими прямыми предками крымские татары. Хотя в их этногенезе поучаствовали и скифы, и гунны, и печенеги, и половцы.
Теория происхождения запорожских козаков от хазар – это так называемый хазарский миф, сочиненный в начале XVII века и популярный у украинской казацкой старшины.
Миф этот стал идеологией козацких вольностей и отличного от москалей исторического пути козаков. Точно так же польская шляхта считала себя потомками сарматов, а своих же землепашцев – быдлом, составляющим, по сути, другой народ. В запорожскую козацкую спесь уходит корнями нынешний украинский национализм.
О хазарах много писал Лев Гумилев – хотя академические историки считают его теории, мягко говоря, небезупречными. Упомянем и «Хазарский словарь» Милорада Павича – сочинение откровенно баснословное, но весьма яркое.
Впрочем, почти все сведения о хазарах подернуты густым налетом мифологии.
ВЕЩИЙ ОЛЕГ
Самый известный древнерусский борец с хазарами – князь Олег, прозванный Вещим («Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам»). Когда он родился, точно неизвестно, а умер он 1111 лет назад – в 912 году. Многие считают именно Олега основателем Древнерусского государства.
Олег был варяг, родственник легендарного Рюрика. Рюрик умер в 879 году, его наследник Игорь был еще младенцем, и Олег стал княжить в Новгороде в качестве опекуна Игоря.
Сделавшись «и.о. князя», Олег не печалился о своем статусе, а расширял пределы державы. Уже в 882 году он взял приступом Смоленск и Любеч и посадил там своих людей.
Затем добрался до Киева, где правили самозванцы Аскольд и Дир, тоже варяги, но не княжеского рода. Олег выманил их из крепости и хладнокровно умертвил.
В Киеве ему понравилось, он перенес сюда княжеский стол и объявил Киев матерью городов русских (то есть матрополисом – столицей, городом-маткой). Так началось государство, позднее названное историками Киевской Русью, хотя от этого названия сейчас норовят отказаться.
В следующие четверть века Олег подчинил древлян, северян, радимичей, уличей и тиверцев, одних – силой оружия, других – уговорами. В 907 году он совершил поход на Константинополь. Город не взял, но византийский император Лев VI Философ предложил ему огромную дань, вечный мир и беспошлинную торговлю. Именно тогда Олег «прибил свой щит на вратах Цареграда». Правда, многие считают эту летописную версию откровенно баснословной. Но как оно было в действительности, мы уже не дознаемся.
Походы Олега против хазар, похоже, были менее успешными. К нашей досаде, византийские и арабские хроники сообщают о них путано и невнятно.
«Повесть временных лет» приводит обращение Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даете?» Те ответили: «Хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». Северяне – племя славян, по которому назван Северский Донец. Стало быть, к территории Донбасса хазарские походы Олега имеют прямое отношение.
Впрочем, успехи Олега были временными. Сокрушительное поражение хазарам нанес в 960-х годах другой киевский князь – воинственный Святослав. Он спустился по Оке и Волге и взял хазарскую столицу Итиль. А затем разгромил крупные хазарские крепости – Семендер на Каспии и Саркел на Дону.
После этого поражения хазары уже не оправились. Хотя позднее их добивал еще сын Святослава – Владимир Красное Солнышко, святитель Руси.
СМЕРТЬ ГЕРОЯ
После византийского похода Олега прозвали Вещим (близкие понятия – «вещун», «ведьма»). Русские былины о Волхе Всеславьевиче и Вольге Святославиче, с которыми отождествляли Олега, рисуют образ чудодея-оборотня шаманского типа, который побеждает врагов магией и понимает язык зверей и птиц. Похоже, Олег, искусный дипломат, хитрый тактик и прозорливый правитель, казался современникам колдуном.
Крупный просчет Олег допустил лишь однажды. Когда он был в очередном походе, к Киеву подступили мадьяры по пути в Венгрию. Если верить венгерской хронике, киевлянам пришлось выложить крупную сумму денег и отдать тысячу лошадей, чтобы кочевники оставили город в покое. Кстати, вместе с мадьярами в Венгрию откочевали и три хазарских рода.
«Повесть временных лет» сообщает, что в 912 году Олег погиб от укуса змеи и был похоронен в Киеве на горе Щекавице. Легенда о пророчестве волхва и любимом коне, из черепа которого выползает змея, изображает нашего вещуна довольно-таки беспечным.
На самом деле эта легенда – вариант «основного мифа» восточных славян, который реконструируют Всеволод Иванов и Владимир Топоров. В этом мифе громовержец Перун вечно бьется со своим противником, змееподобным Велесом. Питерский Медный всадник – другое обличье этого мифа («только лошадь и змея – вот и вся его семья»).
Можно придумать и политическую трактовку этой легенды: вот-де не завел Олег тайной полиции, не бил по головам хитрых волхвов, и они, змеи подколодные, устроили заговор.
Но почти всякая конспирология – это другая редакция старых мифов, внятная нынешнему обывателю. Скажем, легенды об аптекаре-отравителе Генрихе Ягоде и других врачах-убийцах сталинской эпохи. Или о зловещем спруте Джордже Соросе – потомке венгерских хазар.
Это не значит, что Ягода и Сорос белые, пушистые и без вины виноватые. Просто их неблаговидные деяния хорошо ложатся в канву древнего мифа.
Как бы то ни было, образ Вещего Олега глубоко запал в наше коллективное бессознательное. Свидетельством тому хрестоматийные полотна Васнецова, стихи Пушкина, Рылеева, Тютчева, Алексея К. Толстого.
Последние стихотворные версии принадлежат Владимиру Высоцкому («Как вдруг набежали седые волхвы, к тому же разя перегаром»). А также Льву Лосеву, который подхватывает мелодию Высоцкого:
«У них перемирие, пир, перегар. Забыты на время раздоры. Крещеные викинги поят булгар, обрезанных всадников Торы. Но полон славянскими лешими лес. А в небе Стожары. А в поле Велес.//
Еще некрещеному небу Стожар от брани и похоти жарко. То гойку на койку завалит хазар, то взвоет под гоем хазарка: «Ой, батюшки светы, ой, гой ты еси!» И так заплетаются судьбы Руси».
Действительно, уже в первой дружине Олега служили варяги, словене, кривичи, чудь и меря. Так что его можно считать и основателем нашей национальной политики.
ПОЛОВЕЦКИЕ ПЛЯСКИ
Половцы (они же кыпчаки и куманы) – также кочевой народ тюркского корня, обитавший в причерноморских степях с середины XI века и до нашествия орды Батыя.
Из ряда других тюркских племен (печенегов, ясов, берендеев, торков) половцы выделились многочисленностью и военными успехами. И постепенно вытесняли или ассимилировали своих степных конкурентов – пока сами не растворились в монгольской орде.
Но мы запомнили половцев лучше других степняков благодаря «Слову о полку Игореве» и опере Бородина «Князь Игорь».
Основу войска половцев составляла легкая кавалерия с характерной степною тактикой: быстрые нападения, ложные отступления, нехитрые засады и т.п.
Впрочем, есть отрывочные данные, что половцы владели арбалетами и какой-то разновидностью «жидкого огня», то ли византийского, то ли китайского происхождения.
С пограничными русскими княжествами (Переяславским, Киевским, Рязанским, Новгород-Северским) половцы иногда жили мирно – обменивались дарами и посольствами.
Русские князья даже роднились с половецкой знатью. Например, Юрий Долгорукий женился на дочери половецкого хана Аепы. А Владимир, сын злосчастного князя Игоря, после побега отца из плена женился на дочери хана Кончака Свободе, она же Настасья Кончаковна. И вернулся на родину с приплодом – сыном Изяславом.
Но периоды мирного сосуществования неизменно сменялись половецкими набегами – все-таки экономика кочевников «набегового типа», и военная добыча составляет важную часть их благосостояния.
Половецкие ханы дважды участвовали в разорении Киева (в 1169 и 1203 годах). С другой стороны, объединившись, русские князья успешно громили половцев (как в 1103 и 1111 годах, при живейшем участии Владимира Мономаха) и оттесняли их за Волгу и на Кавказ.
Но в целом ни русские, ни половцы не были едины: и русские княжества нередко враждовали между собой, и половецкие ханы соперничали.
Патриотизм в первобытном смысле – как территориальный императив, защита родной земли от супостата – безусловно, существовал и тогда. «Слово о полку» им прямо-таки пронизано. Но патриотизм и государственность были понятиями существенно разными. Скажем, на Куликовом поле и русские, и татары воевали за обе стороны.
Вот и половцев русские князья порой привлекали для решения междоусобных споров с другими князьями. Или, напротив, русские войска оказывались замешаны в половецких интригах.
Но в целом на половцев, как и на печенегов или ясов («черных клобуков»), распространялось благодушное прозвание «свои поганые». В исконном значении поганый (лат. paganus) – это язычник. А в язычниках православные не видели большой угрозы – это вам не диковинная хазарская иудейская вера.
Лев Гумилев даже считал, что половцы приняли важное участие в этногенезе украинского народа, и формант «-енко» в украинских фамилиях типа Коваленко, Фоменко, Порошенко – половецкого происхождения.
На это можно ответить, что в этногенезе украинцев (как, впрочем, и русских) много кто замешался. И другие исследователи усматривают в украинских фамилиях на «-ко» типа Решко, Ляшко, Гунько адыгское происхождение. Как и в фамилиях типа Махно, Лахно, Крехно. Или – Жухрай, Шахрай, Бородай.
ПЕСНЬ О ПОРАЖЕНИИ
А неудачный поход князя Игоря – всего лишь эпизод этой почти 200-летней вражды с перемириями. Просто гений автора «Слова о полку» сделал из него событие космического масштаба и часть национального мифа.
Не откажу себе в удовольствии привести отрывок из стихов Алексея Цветкова, где детали этого мифа перекомбинируются, как в калейдоскопе:
«плашмя лежат славянороссы/ мужиковеды всей тайги/ их морды пристальные босы/ шеломы словно утюги/ повсюду конская окрошка/ евреев мелкая мордва/ и ярославна из окошка/ чуть не заплакала едва//
кончак выходит из кареты/ с сенатской свитой и семьей/ там половецкие кадеты/ уже построены свиньей/ там богатырь несется в ступе/ там кот невидимый один/ и древний химик бородин/ всех разместил в просторном супе».
Войско князя Игоря было разбито на реке Каяле. Сейчас такого названия на карте нет. Самые экзотические версии отождествляют Каялу с рекой Потудань в Воронежской области. Но большинство исследователей считают, что Каяла – это один из притоков Северского Донца, то есть территория сегодняшнего Донбасса.
Можно еще добавить, что на карте Украинской Народной Республики (УНР), провозглашенной киевской Центральной Радой в ноябре 1917 года, «Донетчина» (административный центр Славяносербск, ныне Славянск) граничила с «Половецкой землей» (Бахмут) на востоке. А также с «Подоньем» (Острогожск, Воронежская область) на северо-востоке и с «Азовской землей» (Мариуполь) на юго-востоке.
Конечно, все эти территории УНР никогда не контролировала. Но аппетиты ее на них простирались.
Вот на таких баснословных землях и идут сегодня боевые действия.
комментарии(0)