Бенин – слаборазвитое аграрное государство, однако в его недрах содержатся изрядные запасы золота. Фото Reuters
После провалившегося налета на Бенин («Кондотьер Пятой республики», «НВО», 11.05.23) бойцы Боба Денара вернулись в Габон. Получили причитавшиеся им деньги и для конспирации перелетели в Марокко. Затем в течение месяца малыми группами они разъезжались в разных направлениях по домам.
ГЛУПЫЙ ПРОВАЛ В БЕНИНЕ
Документы, касающиеся организации рейда и так глупо забытые на аэродроме в Бенине, всплыли лишь спустя три месяца во время работы там комиссии ООН по расследованию обстоятельств налета.
Для бенинского руководства это была роскошная находка. В ящике из-под патронов оказался полный список участников рейда, платежные ведомости с указанием денежных сумм для каждого из них, план налета и источники его финансирования.
Там нашли даже водительские права и удостоверение личности самого Денара, выписанные на его настоящее имя – Жильбер Буржо. А также его аккредитацию на ответственную работу в Габоне на имя полковника Морэна. Поначалу казалось, что все это было оставлено специально, чтобы запутать следы, однако расследование доказало обратное. Это был серьезный провал. Журналисты ликовали: раскрыт настоящий международный заговор!
Правда, ни они, ни члены комиссии ООН не знали тогда, что ужасные Жильбер Буржо и полковник Морэн – одно и то же лицо. И что главный его псевдоним – Боб Денар.
ОТ СКУКИ НА ВСЕ РУКИ
Однако те, кто терся возле секретных служб, сразу прикинули, о ком речь. Найденные в Бенине документы были полностью опубликованы, и тут мир заговорил о Бобе Денаре. Были вскрыты и другие его похождения. К примеру, в 1961 году он с группой коллег посетил Конго, где начал входить во вкус своей новой профессии.
Затем Бобу предложили поучаствовать в гражданской войне в Нигерии, где возникло самопровозглашенное государство Биафра. Там Денар стал так называемым наемником от милосердия, то есть проводил эвакуацию беженцев из зон боевых действий. Однако как-то так получалось, что это богоугодное и человеколюбивое занятие он нередко перемежал с активным участием в боевых действиях.
Поняв, что игра нигерийских сепаратистов проиграна, он направился в Габон, где к власти пришел бывший капитан ВВС Франции Омар Бонго. Боб стал его советником и одновременно инструктором бойцов президентской гвардии. Вдобавок Денар занимался созданием габонской контрразведки – и, что забавно, общественных поселений по примеру израильских кибуцев.
В 1971 году Боб всплыл в Мавритании, где также формировал и обучал президентскую гвардию. В 1972 году он уже натаскивал курдских сепаратистов в Иране, намеревавшихся воевать в Ираке. Затем побывал в Гвинее-Конакри, о чем рассказывалось в предыдущей статье, а в 1974-м отправился в «социалистическую» Ливию, чтобы повоевать там на стороне монархистов.
В августе 1975 года Боб впервые прибыл на Коморские острова, в связи с чем глава этого государства Абдалла спешно покинул страну. После этого Денар занимался подготовкой специальных частей в Марокко. И вот наконец состоялся его скандальный рейд в Бенин, наделавший столько шума.
ПЯТНО НА РЕПУТАЦИИ
К тому моменту Боб принял участие в 10 военных переворотах. Однако теперь его безупречная репутация профессионального солдата удачи была сильно подмочена. А в целом провал гвинейской, конголезской, нигерийской и бенинской операций указывал на изменения в соотношении сил в Африке. За нее теперь активно боролся Советский Союз.
Ходили самые невероятные слухи. Вплоть до того, что президент Бенина якобы специально организовал этот налет и нанял за огромные деньги Боба Денара, чтобы тот оставил на аэродроме документы и таким образом слил своих заказчиков. Дело в том, что из найденных в ящике бумаг явствовало, что в случае успеха путча в Бенине на его территории планировалась еще и франко-тоголезская операция поддержки.
В отчете комиссии ООН в качестве причастных к налету стран указывались Габон, Марокко и Того. Внес свою лепту и бывший президент Бенина Зэнзу со своей оппозиционной партией. Заказчики переворота старались спрятаться друг за друга, но за всеми ними отчетливо маячила Франция и ее внешняя разведка.
Для чего же мощной европейской державе понадобилось менять власть в этой маленькой и бедной стране, своей бывшей колонии? После предоставления ей независимости она находилась под надежным влиянием Франции, однако в 1972 году в ней произошел переворот и к власти пришел марксистки настроенный президент. Он не только сменил название страны (до 1975-го она называлась Дагомеей), но и национализировал принадлежавшие французам предприятия.
Интервьюировавший Денара Эдуард Лимонов писал, что за три месяца до налета на Бенин Фронт национального освобождения Дагомеи подписал контракт с полковником Жильбером Буржо (Денаром) о «найме 90 техников» для отстранения от власти тогдашнего президента этой страны. Боб под видом туриста посетил столицу Бенина, осмотрел интересующие его «достопримечательности» и начал готовиться к операции.
После ее провала Денар ничего не комментировал и по возвращении во Францию велел своим людям залечь на дно. Семьи погибших в ходе налета подали на него иски в суды Франции и Бенина.
Зато автору этой статьи «мокрое дело» Денара дало возможность посетить эту необычайно интересную страну. И провести в ней не один год, пока на его родине, в СССР, все было тихо, уныло и застойно.
Сразу после налета бенинцы обратились к Советскому Союзу с просьбой прислать им необходимое для обороны вооружение и научить им пользоваться. В Бенин отправились наши специалисты и переводчики, в том числе и я. Поселили меня в том самом отеле, из которого люди Боба вели огонь по президентскому дворцу. Да еще и в том номере, где был установлен один из пулеметов. Выглянув в окно, я оценил выбранную ими позицию: дворец виден прекрасно как на ладони, стреляй – не хочу.
Среди поставленной в Бенин техники оказались и танки Т-34, носившие на своей броне отметины от немецких снарядов. Жаль, что Боб Денар, следивший в молодые годы за событиями Второй мировой, не столкнулся с легендарными танками в Африке в 1977-м. Но с тех пор наемники в Бенин уже не совались.
РЕЙД НА КОМОРЫ
В 1978 году, пока юристы еще подыскивали для Боба и его головорезов подходящие статьи наказания за недавний рейд, они уже спешили в следующий – на этот раз на Коморские острова. Там им предстояло провести второй за три года переворот и вернуть к власти президента Абдаллу, которого Боб играючи снес в 1975-м.
Теперь, чтобы освободить ему кресло, надо было выкинуть из него Али Суалиха, объявившего себя социалистом и начавшего национализировать на Коморах французские компании. С этой операции под названием «Атлантида» началась настоящая мировая слава Боба Денара, «короля наемников».
С группой из 46 французов он отплыл на рыболовном траулере из порта Лорьян в Бретани (Франция). И после продолжительного петляния по двум океанам высадился в столице Коморских островов, прямо на городском пляже.
Затем последовали стремительные атаки на президентский дворец, казармы национальной гвардии и опорные пункты военизированной молодежи. Говорили, что президент Комор был застрелен в постели, где спал с двумя женами. Хотя Денар утверждал, что Суалиха растерзала оппозиция, когда его выводили из дворца.
Вернувшийся к власти Абдалла назначил Боба министром внутренних дел и командующим президентской гвардии, моментально сформированной из участников путча. И тут начали происходить забавные вещи: Франция и США вдруг резко осудили действия Денара. Как будто он мог провести эту операцию без их санкции. Неужели Франция поменяла отношение к своему буйному выкормышу? Или она лишь делала вид, что сердится на него?
Но дело, похоже, было в том, что Организация африканского единства подняла шум по поводу присутствия в правительстве Комор столь одиозной личности, как Денар, а в президентской гвардии – его профессиональных наемников. Боб поддержал игру – публично отказался от всех постов и вылетел в ЮАР.
РАЙСКИЕ ОСТРОВА
Однако спустя несколько дней Денар как ни в чем не бывало вернулся на Коморы. Причем всерьез и надолго. Об этом свидетельствовали его дальнейшие действия: он получил гражданство этой страны, принял ислам, поменял имя на Саид Мустафа Маджуб и даже якобы совершил хадж. Кроме того, Боб женился. На скольких женщинах одновременно, не уточнялось.
Не забывал он и свои профессиональные обязанности: помогал Франции вести дела с ЮАР, на которую тогда были наложены торговые и финансовые санкции, сделал Коморские острова значимым партнером Южной Африки и создал на этом архипелаге базу для военных операций в Анголе и Мозамбике.
И Пятая республика словно по волшебству вновь стала благосклонной к Денару. Он прожил на Коморах следующие 11 лет, стал главным военным советником президента Абдаллы и использовал свои международные связи на благо этой страны. Все это время Боб и его гвардейцы купались в роскоши, развлекались со своими гаремами, ходили на рыбалку – в общем, наслаждались райской жизнью. А в свободное время занимались нехлопотным бизнесом.
Однако порой Денара тянуло на острые ощущения – и тогда он начинал гастролировать на стороне. А может быть, он получал соответствующие приказы? В 1981 году он прибыл в Чад и, по предложению министра обороны этой страны, возглавил местные племена, начавшие наступление на Судан.
Затем, уже при новом президенте Чада, Боб сколачивал его личную гвардию. А в 1987 году его занесло в совсем уж отдаленное, даже для него, место – в Австралию. Там оппозиционеры островного государства Вануату уговаривали его выкрасть из тюрьмы их лидера. Но это предложение Боба не заинтересовало.
НОВЫЙ ПОВОРОТ
И вот в ноябре 1989 года произошло судьбоносное для непотопляемого Денара событие: президент Коморских островов Абдалла трагически погиб. При таинственных обстоятельствах, но в присутствии вездесущего Боба. По его словам, один из охранников президента, причем его близкий родственник, без объяснений открыл огонь из автомата. Неизвестно, в кого он целил – в Абдаллу, в Де-нара или в обоих. Но Боб якобы успел броситься на пол, и все пули достались президенту.
После смерти Абдаллы был найден приказ о передаче его полномочий в случае чрезвычайных обстоятельств начальнику президентской гвардии Денару. Но другие нашли противоположный приказ президента – об отстранении Боба от командования гвардией.
Напрашивалась мысль, что Денар устранил Абдаллу, дабы поставить на его место другого человека либо самому возглавить государства. Но Боб утверждал, что это было не в его интересах. По словам журналиста Георгия Зотова, Денар сказал ему в интервью: «Господи, какой бред! Ахмед был моим другом. Я даже принял ислам в знак уважения к нему. Меня стали называть Мустафа. Это было, конечно, просто символически».
Подозрения в организации убийства пали и на другого человека – командующего Вооруженными силами Комор. После гибели Абдаллы он попытался разоружить президентскую гвардию и их командира Денара. Но из этого ничего не вышло.
ЮЖНОАФРИКАНСКАЯ ПАУЗА
В любом случае загадочная смерть Абдаллы стала очередным международным скандалом. И Франция, блюдя приличия, решила унять разбушевавшегося подчиненного. Она направила на Коморы войска и, как утверждают исследователи, помогла Денару бежать в ЮАР.
Однако при этом Бобу пришлось бросить свои немалые финансовые средства, поскольку он не успел перевести их в офшор. Это говорит в пользу его непричастности к убийству президента: ведь в противном случае он бы позаботился о деньгах заранее.
В 1990 году часть его коморской гвардии была арестована по возвращении во Францию. Боб знал об этом, поэтому на родину не спешил. Следующие три года, проведенные в Южной Африке, он посвятил журналистике и написанию мемуаров.
Но когда в 1992 году на Коморах вновь произошла попытка госпереворота, мир был уверен, что это опять проделки неугомонного Денара. В конце того же года его экстрадировали во Францию, однако Боба это ничуть не огорчило. Даже напротив. Он не мог долго сидеть без любимого дела, да еще на чужбине.
Но это уже другая история.
комментарии(0)