Фото Gettyimages
В конце минувшей недели Грузия, Армения, Азербайджан отметили государственные праздники в честь провозглашения первых республик. В Грузии эта дата и вовсе носит высокий статус Дня независимости страны. Однако поводов для гордости у трех южнокавказских государств не так уж много. Политический суверенитет за четверть века, прошедшие с распада СССР, оказался слабо подкрепленным относительной экономической независимостью, да и сам, наверное, мог быть убедительнее.
Самодостаточный благодаря углеводородам Азербайджан, как показали кризисы, не столь могуществен, как кажется на первый взгляд. Грузия лишь недавно наконец сориентировалась и в качестве краеугольного камня своего развития сделала ставку на туризм – отрасль чрезвычайно конъюнктурную и не отличающуюся долгосрочной стабильностью. Но других сопоставимых козырей у Тбилиси нет. Армения, добившись членства в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), сложа руки сидеть не собирается, но все-таки больше ожидает благ от альянса, чем способна дать сама.
Конечно, огромную негативную роль в том, что все три государства далеки от того состояния, в каком могли бы сегодня находиться, сыграли внутриполитическая нестабильность и неустойчивость, царившие в регионе все 1990-е годы и в начале нулевых, войны, захлестнувшие Южный Кавказ, неблагоприятные внешние факторы, межгосударственные отношения между субъектами, включая три непризнанных.
Но и сегодня ситуацию на Южном Кавказе благополучной никак не назвать. Грузия наладила отношения с Россией в торговле и туризме, но, кажется, на том закончилось. Зато буквально в последний месяц испытала очень неприятное давление со стороны остальных соседей. Тегеран потребовал освободить иранских женщин от унижающего их достоинство пограничного досмотра. Анкара категорически порекомендовала не отмечать годовщину средневековой Дидгорской битвы, в которой армия сельджуков потерпела поражение от объединенных грузинских сил. А еще через несколько дней по ее указанию Тбилиси арестовал лектора одного из турецких колледжей в Тбилиси, якобы причастного к недавнему неудачному военному перевороту в Турции. Власти пытались сохранить лицо, однако общество, если ориентироваться по грузинскому сегменту социальных сетей, весьма разочаровано «манерами» Ирана и Турции, но едва ли не больше – своими властями, выглядевшими в этих «скользких» ситуациях не так убедительно, как хотелось бы. Но еще большую озабоченность вызывает разгорающийся конституционный кризис: оппозиция объявила о готовности пойти на крайние меры, если власть не откажется от разработанных поправок в Конституцию.
Азербайджан и Армения в который уже раз находятся перед угрозой новой войны. На линии соприкосновения в Нагорном Карабахе опять серьезное ухудшение ситуации. Стреляют уже не только из автоматов и снайперских винтовок, но периодически и из артиллерийских установок. Посредники призывают к политическим встречам ради снижения напряженности. Но переговоры, если состоятся, то на уровне министров иностранных дел. Президентам все еще не о чем разговаривать: позиции конфликтующих сторон далеки друг от друга, а попусту беседовать им, по их же признанию, уже надоело.