Фото с сайта www.tretyakovgallery.ru
В рамках прошедшего на ВДНХ в конце недели XX фестиваля «Интермузей» прошло общее собрание Союза музеев, на котором, разумеется, говорили и о вандализме в отношении репинской картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Президент Союза музеев, гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский настаивал на необходимости «очень жесткой ответственности». Произошедшее обострило вопросы о правах культуры, о неприкосновенности и целостности музейных коллекций, о том, что сегодня снова нужно объяснять, что музей – это храм (искусств) и что важны дефиниции восприятия музеев. Это «не потребление, а воспитание, воспитание через удовольствие, а не развлечение». Пиотровский напомнил и о том, что в 2016 году Международный суд по военным преступлениям в Гааге вынес приговор бывшему исламистскому боевику, который был причастен в 2012 году к разрушению исторических и религиозных памятников в Тимбукту. Это был первый международный процесс и приговор (девять лет лишения свободы) за уничтожение культурного наследия.
Гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала, что во время судебного заседания, которое прошло во вторник по делу о вандализме, «серьезными усилиями удалось добиться» переквалифицирования обвинения с ч. 1 на ч. 2 ст. 243 УК РФ. Эта часть предполагает более серьезное наказание, в частности, лишение свободы сроком не до трех, а до шести лет. Кроме того, по словам руководителя ГТГ, выяснилось, что у обвиняемого Игоря Подпорина уже есть судимость и что он закодирован в связи с алкоголизмом.
Что касается репинского полотна, после реставрации его, как говорила Трегулова, будут вынуждены поместить в бронированный кейс. Для своего музея директор просит вернуть сотрудников полиции (сейчас – Росгвардии), количество которых сократили в 2015 году на треть.
Очередной цикл заседаний суда по «делу «Седьмой студии» состоялся в последнюю неделю мая. Следствие стало торопить обвиняемых с чтением материалов дела. Сейчас из 258 томов прочитано около 150. Причем чтение происходит в плохо освещенном помещении без столов. Возможно, ограничив срок ознакомления с делом, следствие в финале даст объемный материал, а времени уже не останется, и подсудимые лишатся права на защиту.
Несмотря на то что все имеют право ознакомиться с материалами уголовного дела без ограничения времени и никаких препятствий для ознакомления нет, суд настаивает, что обвиняемые специально затягивают чтение материалов. В итоге каждому следствие сократило изначальные сроки на месяц. Суд обязал Кирилла Серебренникова и Софью Апфельбаум закончить ознакомление с делом за полтора месяца. У Юрия Итина также ограничен срок до 19 июля, Алексею Малобродскому следствие ходатайствует сократить срок чтения до 29 июня. Причем Итину потребовалась в суде скорая медицинская помощь – на заседании 1 июня у него случился гипертонический криз, суд переносить не стали. Заседание по Малобродскому было перенесено на 6-е число, так как экс-директор Гоголь-центра госпитализирован с риском развития сердечно-сосудистых осложнений.
Параллельно появилась новая информация. Согласно Интерфаксу, российские спецслужбы прослушивали телефонные переговоры Серебренникова в течение нескольких лет до возбуждения уголовного дела. Адвокат режиссера Дмитрий Харитонов оспорил эту информацию, сказав, цитирует «Эхо Москвы», что уверен: записи телефонных разговоров его подзащитного с другими лицами, имеющими отношение к руководству «Седьмой студии», не содержат ничего изобличающего.
комментарии(0)