Фото Junko Kimura/Getty Images
В пятницу, 6 июля, в Токио были повешены семь руководителей религиозного движения «Аум Синрикё», признанного в России террористической и экстремистской организацией. Кроме его основателя и лидера Сёко Асахары были казнены убийцы семьи юриста Цумуми Сакамото, защищавшего интересы жертв культа, и организаторы терактов в Токио в 1995 году. В их числе – «министр обороны» «Аум Синрикё» Киёхидэ Хаякава, который был частым гостем в России в 1990-е. Полиция опасается акций возмездия от остающихся на свободе последователей культа. За день до казни обыски прошли в 16 зданиях организации «Алеф», наследника «Аум Синрикё», основанной в 1999 году главой ее московского отделения Фумихиро Дзёю. На «асахаровцев» из России японской полиции стоит обратить особое внимание – в 2000 году россиянин Дмитрий Сигачёв планировал совершить серию взрывов в японских городах, чтобы вынудить государство освободить своего гуру, а процессы против организаторов ячеек «Аум Синрикё» продолжаются в России и по сей день (см. «НГ» от 04.07.18).
Митинги в Армении перерастают в «революцию ряс». Движение «Новая Армения, новый патриарх» с 6 июня проводит акции протеста, требуя, чтобы католикос Гарегин II (Нерсисян) оставил патриарший престол. 6 июля протестующие ворвались в здание пресс-канцелярии резиденции католикоса, Эчмиадзинского монастыря, заявив, что не покинут его, пока Гарегин II не отречется от сана. Гарегина они обвинили и в преступных связях с «русским миром», заявив, что часть наконечника копья Лонгина, хранящегося в монастыре, была отрезана и подарена некоему «российскому мэру». Ответить на это церковь не замедлила: на следующий день целый наконечник был выставлен в монастыре. По заявлению главы пресс-канцелярии Эчмиадзина священника Ваграма Меликяна, в 2004 году маленькая деталь внутренней части реликвии действительно была передана Русской церкви в связи с 75-летием патриарха Алексия II. Но сам Гарегин II почти не комментирует сложившуюся обстановку, предпочитая заниматься собственным портретом в медиа. 7 июня он посетил позиции армянских пограничников и выразил обеспокоенность напряженностью, созданной, по его мнению, Азербайджаном. Активисты «Новой Армении, нового патриарха», в свою очередь, заявляют о подделке «копья судьбы».
Русская церковь тем временем избегает вмешиваться в обсуждение повышения пенсионного возраста. «Не удается говорить о проблемных вещах таким образом, чтобы все люди это воспринимали. Решение будет приниматься с учетом той дискуссии, которая сейчас ведется», – сказал 3 июля председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Правда, комментарий его первого заместителя Александра Щипкова в общих чертах позволяет составить мнение о том, как РПЦ оценивает противников противоречивой реформы. «Идет сражение внутри элит. И в данной конкретной ситуации эту тематику одна из сторон использует для того, чтобы перетянуть на свою сторону народные массы. Не удалось раскрутить тему национального противостояния в России, как ни старались. Религиозную проблематику хотели раскрутить, вбрасывая такой термин, как «православный талибан». Остается социальная проблематика. Вот сейчас пытаются работать с ней», – сказал он 5 июля в эфире канала «Спас». Патриарх Кирилл же предпочел высказаться о проблемах современного общества, раскритиковав кинематограф, извративший христианский смысл любви. «Если посмотреть на сегодняшние произведения массовой культуры, нет ни одного фильма без любви. Но разве хоть один фильм эту способность в нас развивает? Он развивает чувство похоти, нашу способность хитрить», – сказал он в Муроме в День семьи, любви и верности.
комментарии(0)