Фото с официальной страницы Минфина России /minfin.ru
В середине минувшей недели Минфин сообщил, что, по предварительной оценке, в январе–сентябре этого года профицит (превышение доходов над расходами) федерального бюджета составил более 2,5 трлн руб., или 3,5% ВВП. Сначала в законе о бюджете-2018 был заложен на этот год дефицит федерального бюджета около 1,3% ВВП, но после корректировок правительство ожидало получить профицит 0,5% ВВП. Затем первый вице-премьер, глава Минфина Антон Силуанов допускал по итогам года профицит в размере 2% ВВП.
Следующая трехлетка тоже будет очень «урожайной» для федерального бюджета РФ. Судя по проекту бюджета, в 2019-м профицит составит более 1,9 трлн руб., или 1,8% ВВП; в 2020-м профицит будет свыше 1,2 трлн руб., или 1,1% ВВП; в 2021-м – почти 952 млрд руб., или 0,8% ВВП.
Проект нового бюджета уже навлекает на себя много критики. Например, на прошлой неделе комитет Госдумы по финансовому рынку указал на значительные суммы нераспределенных финансовых ресурсов. «В пояснительной записке к законопроекту (о бюджете. – «НГ») специально и неоднократно указывается, что значительные объемы бюджетных средств, предусмотренных на реализацию национальных проектов, не распределены даже по федеральным проектам… Их распределение «будет произведено в рамках поправок правительства по предмету второго чтения в Госдуме», – отмечают в комитете.
Это усложняет детальный разговор о проекте, который само правительство сразу же признает недоработанным. «Конкретные и детальные материалы по указанным национальным и (или) федеральным проектам не представлены в составе законопроекта», – сообщают в комитете. Не представлены также позиции Счетной палаты и Центробанка.
На 2019–2021 годы объем нераспределенных бюджетных средств составит 27,5% общих расходов на приоритетные проекты – это почти 1,6 трлн руб., следует из заключения комитета.
У экспертного сообщества свои поводы для критики – в частности, некоторые эксперты считают нелогичными слова и действия властей. «Всего за три ближайшие года суммарное превышение доходов над расходами составит около 4 трлн руб. – огромные деньги», – комментирует прогнозные показатели профицита директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Он замечает: «Столь прекрасный результат будет достигнут отнюдь не за счет повышения пенсионного возраста, потому что только в 2021 году, как раньше, еще до президентских поправок, надеялось правительство, удастся сократить трансферт федерального бюджета в Пенсионный фонд».
«Минфин прогнозирует, что к 2021 году Фонд национального благосостояния вырастет до фантастических 12 трлн руб. Получается, что в ближайшие годы у нас будут прямо-таки многотриллионные возможности для финансирования пенсионных обязательств государства, – отмечает Николаев в своем блоге на «Эхе Москвы». – Повторюсь: нам важна именно констатация планов на фоне принятия решения о повышении пенсионного возраста. Конечно, никто и не собирается тратить будущие триллионы рублей на пенсионеров. Это для других целей. Каких? Отдельная тема для разговора».
«Но тогда не надо сетовать на финансовые проблемы страны, обосновывая этим решение о повышении пенсионного возраста. Триллионы рублей профицита федерального бюджета и Фонда национального благосостояния выглядят по-настоящему вызывающе на фоне повышения пенсионного возраста, – обращает внимание эксперт. – Этот факт однозначно свидетельствует: никакой финансово-экономической необходимости повышать пенсионный возраст уже с 1 января 2019 года не было».
Центробанк (ЦБ) на минувшей неделе зафиксировал ускорение оттока вкладов населения из российских банков. Если в августе вклады населения в банках сократились в месячном выражении на 0,6% (эти данные ЦБ дает без учета валютного курса), то в сентябре сокращение составило уже 0,8%. При этом с учетом валютного курса падение в сентябре составило 1,6%. Если брать годовую динамику, то, как замечает директор аналитического департамента компании «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов (ранее работал в Минэкономразвития), в сентябре падение составило 8,8% по отношению к тому же месяцу прошлого года. Это, по его словам, «рекордное падение для сентября». «Похоже, неумные разговоры про дедолларизацию на фоне санкций вызвали мини-панику среди вкладчиков», – считает он.
Разговоры про дедолларизацию действительно не утихают. Зампред ЦБ Сергей Швецов, выступая в среду в Госдуме, сказал, что мерить внешнюю покупательную способность рубля лучше не к доллару, а к валютам тех стран, с которыми у нас идет основная торговля. По его словам, при таком сравнении девальвация рубля уже «не представляет большой угрозы для нашей экономики».
Затем в четверг советник президента по экономическим вопросам Сергей Глазьев в интервью агентству «Экономика сегодня» сказал, что «необходимо делегитимизировать доллар как валюту страны-агрессора». Среди перечисленных им мер распродажа из международных резервов РФ ценных бумаг США, Канады, Великобритании с заменой их на активы других стран – прежде всего Китая. Также Глазьев считает, что «целесообразно прекратить действие системы страхования вкладов в части депозитов в иностранной валюте».
Дедолларизация – один из способов защитить экономику. Но это также и фактор ее экономической изоляции, опасаются эксперты. В начале минувшей недели ЦБ сообщил, что по итогам третьего квартала отток капитала из РФ составил 19,2 млрд долл., что в 48 раз больше показателя за аналогичный период прошлого года. При этом падение прямых иностранных инвестиций сопровождается в РФ снижением вложений отечественного бизнеса за рубежом.
комментарии(0)