Нефть марки Brent подешевела за прошедшую неделю примерно на 5%. По сравнению с июльскими максимумами падение было сильнее: так, в самом конце июля котировки еще могли превышать 65 долл. за баррель, а на прошлой неделе они в моменте обваливались ниже 57 долл. за баррель.
В минувший вторник агентство Fitch ухудшило прогноз для котировок Brent на ближайшие три года. Если раньше аналитики ожидали ежегодного увеличения стоимости нефти, то теперь оценки стали прямо противоположными: в течение трех лет нефть будет дешеветь. Такой вывод сделан с учетом нового этапа торгового противостояния США и КНР, чреватого снижением спроса на нефть.
Новый прогноз Fitch предполагает, что по итогам этого года нефть Brent будет стоить в среднем 67 долл. за баррель, в 2020-м – 65 долл., в 2021-м – 61 долл. Ранее прогнозы находились соответственно на уровне 70, 76 и 80 долл. за баррель. Для российской экономики это означает наступление тяжелой трехлетки.
Опрошенные Центром развития Высшей школы экономики (ВШЭ) профессиональные прогнозисты ухудшили свои оценки роста ВВП РФ. В начале минувшей недели ВШЭ сообщила, что в течение 2019–2024 годов экономический рост в России так и не превысит 2% в год, он будет колебаться в пределах от 1,1 до 1,8% в год. А до отметки 2% экономический рост сможет ускориться только в 2025-м. Так что планы чиновников обогнать мировую экономику все больше похожи на фантастику.
В Минэкономразвития (МЭР) в пятницу объявили, что в течение двух недель ведомство подготовит новый прогноз социально-экономического развития РФ на 2020–2022 годы и внесет уточнения в прогноз на текущий год. Прежде всего изменения коснутся инфляции. «По инфляции на 2019 год точно будем понижать, новый прогноз будет ниже 4%», – сказал глава МЭР Максим Орешкин.
Также министерство проанализирует ситуацию с динамикой ВВП. Орешкин назвал несколько причин замедления экономического роста в первом полугодии : это замедление совокупного спроса, ухудшение инвестиционного климата, внешнеэкономические факторы. Во втором полугодии министерство ждет восстановления ситуации с совокупным спросом. При этом снова был брошен камень в огород Центробанка (ЦБ). «ЦБ уже начал снижать процентные ставки. Задача ЦБ и обязанность – держать спрос на уровне, соответствующем инфляции 4%, посмотрим, как ему это удастся», – сказал Орешкин.
Судя по анализу Международного валютного фонда (МВФ), антироссийские санкции негативно сказываются на экономическом росте РФ, но они вовсе не единственная и даже не самая главная причина экономических проблем.
Так, на прошлой неделе МВФ сообщил, что, по его оценкам, за период 2014–2018 годов санкции ежегодно отнимали от экономического роста РФ лишь 0,2 процентных пункта (п.п.). Падение нефтяных цен отняло около 0,7 п.п. Жесткая фискальная, бюджетная и денежно-кредитная политика сократила потенциальный рост еще примерно на 0,3 п.п. Общий негативный эффект от перечисленных факторов составил 1,2 п.п. в год. В итоге среднегодовой рост российской экономики за указанный период составил 0,5% вместо потенциальных 1,7%.
Нацпроекты, сформированные в рамках нового (от 2018 года) майского указа президента, пока не дают эффекта. На прошлой неделе депутаты указали на промедление правительства с подготовкой и внесением законопроектов. Само правительство пытается разобраться с сервисом «Электронный бюджет», который должен помочь организовать финансирование национальных проектов в регионах. То есть сейчас не приходится говорить не то что о каких-то первых результатах реализации, а даже о ее полноценном старте – пока в основном продолжаются подготовительные работы.
Ранее эксперты ВШЭ сообщали: «Основываясь на предварительных итогах исполнения федерального бюджета за полугодие, нельзя сделать вывод о переходе в 2019 году к политике бюджетного стимулирования, несмотря на начало (уточним: очень условное – «НГ») реализации национальных проектов».
Теперь косвенно тот же тезис подтвердили в Минэкономразвития. В среду МЭР сообщило: «Инвестиции в основной капитал во втором квартале 2019-го демонстрировали околонулевую динамику, что в том числе связано с сокращением инвестиционных расходов федерального бюджета по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (на 11,9% год к году в январе–мае)».
О трудностях с нацпроектами можно судить, например, по ситуации с жилищным строительством. В конце минувшей недели глава Минстроя Владимир Якушев сказал, что сейчас «наметилась положительная тенденция»: «По итогам первого полугодия в РФ введено примерно на 4% жилья больше, чем в прошлом году». Речь идет о 30 млн кв. м. При этом доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного строительства жилья составила в целом по России 52%.
Между тем в паспорте нацпроекта «Жилье и городская среда» указано, что по итогам всего 2019 года в строй должно быть введено 88 млн кв. м жилья. А это значит, что рост строительства по сравнению с прошлым годом должен составлять в этом году более 16%, потому что в 2018-м в стране было построено, по данным Росстата, 75,7 млн кв. м жилья.
комментарии(0)