Владимир Путин проголосовал на выборах в Мосгордуму. 8 сентября 2019 года. Фото с официального сайта президента РФ / kremlin.ru
Президент РФ, в течение прошедшей недели проехавший полмира, вернулся в Москву для участия в выборах. На одном из участков округа 37 Владимир Путин проголосовал за одного из троих кандидатов в депутаты Мосгордумы (МГД). Ранее некоторые СМИ писали, что, возможно, глава государства поддержит представителя КПРФ – действующего депутата МГД Николая Губенко, поскольку выдвиженца от «Единой России» в этом округе нет. А это, мол, означает, что Путин, таким образом, примет участие в «умном голосовании» от Алексея Навального.
Однако, судя по некоторым словам президента после выхода с избирательного участка, он предпочел отдать свой голос другому претенденту, а значит, не вошел в число участников «умного голосования». Он заявил, что своего кандидата лично не знает, но надеется, что «это хороший, порядочный человек». При этом Путин отметил, что выбирать было из кого – и вообще дело не в количестве, а в качестве политиков.
Поскольку не знать Губенко глава государства не может, следовательно, у него оставался выбор между эсэром Александром Романовичем и профессором МГУ Юрием Максимовым (выдвинут от ЛДПР). Сомнительно, чтобы первый из них, пока он был в депутатах Госдумы, хотя бы раз не встретился с президентом. Таким образом, похоже, Путин проголосовал именно за ученого.
Если КПРФ действительно получила такого рода «черную метку» с самого верха, то это в принципе можно считать логичным завершением прошедшей недели. Напомним, что в самом ее начале старейшая российская партия показала отсутствие в своих рядах политической дисциплины. Имеется в виду, конечно, заявление теперь уже бывшего кандидата в губернаторы Санкт-Петербурга Владимира Бортко об отказе от участия в предвыборной кампании в связи с предстоящим гарантированным поражением.
В КПРФ по-разному восприняли это решение Бортко: одни функционеры выступили с его резким осуждением, другие, наоборот, согласились с тем, что надо было наконец прекратить прикрывать своим участием кампанию врио губернатора Александра Беглова. Лидер Компартии Геннадий Зюганов выразил сожаление в связи с поступком Бортко, но все разбирательства отложил на время после выборов. В экспертном сообществе наиболее популярными оказались два мнения. Первое – Бортко сыграл самостоятельную партию, договорившись с властью за спиной Зюганова, второе – договорился с Кремлем именно последний, а Бортко пришлось взять на себя вину за весь этот конфуз.
Нетрудно заметить, что в обеих версиях речь так или иначе идет о сливе коммунистами одной из главных кампаний этого года. После схода Бортко вероятность второго тура в Петербурге, которая и так была маловероятной, превратилась в нулевую. И перед оппозиционным электоратом возникла проблема с правильным выбором.
Вопрос, за кого голосовать тем гражданам, которые не поддерживают власть или хотят через выборы предъявить ей свои претензии, как раз на минувшей неделе и был ключевой темой дискуссии внутри всей нашей разнообразной оппозиции. Алексей Навальный 3 сентября опубликовал свой список кандидатов на «умное голосование», в котором, как и ожидалось, оказались практически сплошные коммунисты и эсэры, разбавленные парой яблочников и независимых.
Либерально настроенные оппозиционеры, как известно, изначально сомневались в целесообразности такой электоральной стратегии. Например, экс-олигарх Михаил Ходорковский из-за границы призвал россиян к голосованию по совести. И предложил два критерия, по которым у кандидатов ее можно выявлять. Первый – это публичное осуждение преследований активистов уличных акций, второй – политическая биография претендента, если таковая имеется. Если же достойного кандидата нет, объяснил Ходорковский, то надо портить бюллетень. Навальный, в свою очередь, раскритиковал позицию Ходорковского, якобы играющего на руку власти.
На этом фоне неожиданную для него быстроту реакции проявил тот же Зюганов. Хотя на словах коммунисты якобы не считают «умное голосование» Навального подспорьем, на деле они в нем заинтересованы. Но сторонников Навального левым показалось мало, так что лидер КПРФ, похоже, решил замахнуться на максимум либерального электората. Поэтому в конце прошедшей недели он публично и крайне резко осудил уже вынесенные приговоры ряду фигурантов «московского дела».
комментарии(0)