На минувшей неделе разразилось громкое обсуждение событий двухгодичной давности. В преддверии VIII московской международной биеннале, которая откроется 31 октября, в публичное поле вышел скандал между участниками и руководством Седьмой биеннале. Еще в июне художники написали в адрес организаторов открытое письмо (его перевод на русский язык появился в октябре), где обвинили комиссара Юлию Музыкантскую (это был ее дебют в качестве руководителя биеннального проекта) в несоблюдении условий контракта, невыплате гонораров, недостойном поведении на площадке. Среди подписавших письмо – иностранные участники биеннале, среди которых знаменитые Сесиль Б. Эванс, Лор Пруво, представляющая в этом году Францию на Венецианской биеннале, Сюзан Шуппли и российский художник Валентин Фетисов. Вопросы по содержанию письма задала на пресс-конференции арт-критик Мария Кравцова, но убедительного ответа не получила.
Через несколько дней на официальной странице биеннале в Facebook появилось сообщение, где со ссылкой на аудиторскую компанию говорится, что все расчеты с художниками произведены, но подтверждающие документы при этом обнародовать невозможно. Спустя несколько дней после пресс-конференции, самым острым моментом которой стало обсуждение конфликта между художниками и организаторами биеннале-2017, выступили уже представители российский арт-общественности: художники (среди них – участница VII биеннале Алина Гуткина, Ян Тамкович-Фриске, Антон Видолке, Евгений Антуфьев, Лиза Морозова, Ирина Корина, Татьяна Арзамасова из группы АЕС+Ф, Арсений Жиляев и др.), кураторы, критики, музыканты, режиссеры и др. «Мы солидарны с художниками и сотрудниками VII Московской биеннале, считаем необходимой частную аудиторскую проверку фонда – организатора биеннале и требуем от него выполнения всех финансовых обязательств по отношению к авторам и всем сотрудникам биеннале, публикации соответствующих подтверждений, а также публичных извинений и заверений в качественных изменениях работы биеннале в будущем», – говорится в письме.
Вообще и к художникам, и, безусловно, к руководству биеннале в этой ситуации есть вопросы. Главный из них касается банального наличия документов. Если есть подписанный договор, акт о выполнении работ и пр., если вопрос условий и гонораров не держался на честном слове, то проблема решается через суд. К слову, журналисты нашли в открытом доступе документы, согласно которым фонд-учредитель VII биеннале погряз в судебных разбирательствах (а для проведения следующей был создан новый). Если в этих контрактах нет особой строки о конфиденциальности, ничто не мешает руководству биеннале предать их огласке.
Еще одно важное событие недели – не скандальное. Второй Международный большой детский фестиваль открылся спектаклем «Книга джунглей» в Московском губернском театре в воскресенье. В течение месяца на сценах Москвы будет показано порядка 30 спектаклей, которые представят театры 12 городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Екатеринбурга, Астрахани, Челябинска, Перми, Калуги, Кургана, Улан-Удэ, Химок, Сарова. В рамках фестиваля впервые в Москве выступит известный итальянский клоун Дэвид Ларибле, а для учащихся театральных студий будет организована программа мастер-классов и тренингов. «Наш фестиваль еще очень молодой. Мы только пустились в плавание и стремимся к тому, чтобы фестиваль стал мультижанровым, собрал лучшее, что делается для детей в различных видах искусств, и усилиями жюри выбираем лучших из лучших. В этом году у нас будет обширная конкурсная программа, которая включает в себя различные жанры: спектакли для детей и юношества, мюзиклы, детское кино и анимацию», – сказал художественный руководитель смотра Сергей Безруков. Добавим, что к профессиональному жюри присоединится и детское, которое возглавит финалистка шоу «Голос. Дети» Ярослава Дегтярева. Закрытие пройдет на Санкт-Петербургском международном культурном форуме, где будут объявлены победители фестиваля, а также лауреат премии правительства России за лучшую театральную постановку по произведениям русской классики.
комментарии(0)