Скриншот видео kremlin.ru
Российский президент на минувшей неделе наконец-то публично высказался о событиях в Белоруссии. Владимир Путин, который еще 10 августа поздравил Александра Лукашенко с победой на выборах, заявил в интервью государственной телекомпании «Россия-1», что РФ официально считает эти выборы состоявшимися. Белорусской теме было посвящено и совещание постоянных членов Совета безопасности РФ, подробности которого Кремль традиционно не стал оглашать. Однако из последовавших позже высказываний участников этого совещания недвусмысленно понятно, что Лукашенко будет оказана максимальная поддержка.
Любопытное совпадение в связи с этим произошло на прошедшей неделе. 27 августа «Россия-1» показала разговор Путина с телеведущим Сергеем Брилевым, в ходе которого президент признал, что по просьбе Лукашенко подготовил резерв силовиков для подавления массовых беспорядков в соседней стране. В этот же день глава этой самой страны сообщил, что РФ согласилась реструктуризировать 1 млрд долл. белорусского долга. Как выразился Лукашенко, эти деньги пригодятся для поддержания курса валюты, то есть для предъявления народу не только кнута, но и какого-нибудь пряника.
Между тем Путин в интервью прямо признал, что власти обоих государств готовы были действовать жестко: «Александр Григорьевич попросил меня сформировать определенный резерв из сотрудников правоохранительных органов, и я это сделал. Но мы договорились также, что он не будет использован до тех пор, пока ситуация не будет выходить из-под контроля и пока экстремистские – я хочу это подчеркнуть – элементы, прикрываясь политическими лозунгами, не перейдут определенных границ и не приступят просто к разбою: не начнут поджигать машины, дома, банки, пытаться захватывать административные здания и так далее. Мы в разговоре с Александром Григорьевичем пришли к выводу о том, что такой необходимости сейчас нет, и надеюсь, ее не будет, и поэтому этот резерв мы и не используем».
Кстати, Путин эту договоренность с Лукашенко и свои действия обосновал нормами Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Договора о создании Союзного государства Белоруссии и России. Дескать, там есть «соответствующие статьи, которые говорят о том, что все государства – члены этих организаций, в том числе и Союзного государства, а там всего только два государства-участника, Россия и Белоруссия, должны оказывать друг другу помощь и в защите суверенитета, внешних границ, и в защите стабильности». В этих документах об этом сказано в более неопределенных выражениях, так что скорее всего дело в конкретной просьбе главы одного государства к другому помочь удержаться у власти.
На прошлой неделе между Путиным и Лукашенко было два официальных телефонных разговора. Последний – в день рождения президента РБ, в ходе которого российский коллега не только поздравил его, но и согласился принять в Москве, как сказано в сообщении пресс-службы Кремля, «в ближайшие недели». Очевидно, к этой встрече Лукашенко должен показать партнеру, что он контролирует внутреннюю обстановку. Путин, конечно, занял сейчас место главного гаранта сохранения режима Лукашенко, в том числе гаранта финансового, но работать за него внутри страны Кремль в явном виде точно не будет.
Достаточно того, что на Россию сейчас и так осуществляется мощный накат со стороны западных стран. От властей РФ первые лица Европы фактически требуют признаться хотя бы в косвенной причастности к истории с отравлением оппозиционера Алексея Навального. На минувшей неделе он продолжил оставаться в коме в стенах берлинской больницы Charite, врачи которой объявили, что «интоксикация вызвана веществом из группы ингибиторов холинэстеразы». Последняя медицинская сводка содержит такие слова: «Симптомы холинергического криза, вызванного ингибированием холинэстеразы, уменьшаются», то есть хотя состояние и остается тяжелым, но серьезной опасности для жизни нет. Однако чем быстрее Навальный пойдет на поправку, тем явно более сильным будет становиться давление на Россию. Скажем, в Германии уже заговорили о возможной заморозке строительства газопровода «Северный поток – 2».
Поэтому на прошлой неделе активизировалась российская Генпрокуратура, которая предложила германским правоохранителям сотрудничать по ситуации вокруг Навального. Однако внутри страны уголовного дела так и не открыто, более того, заявлено, что для этого оснований никаких нет. Между тем главное требование извне, которое в последние дни поддержали и власти США, – это как раз проведение полномасштабного расследования «отравления Навального».
комментарии(0)