Фото с официального сайта БПЦ / church.by
Синоду Московского патриархата во вторник удалось то, что до сих пор не получается у народа: поменять в Белоруссии лидера. Правда, только церковного. Митрополит Павел (Пономаренко) переведен на Кубанскую кафедру, а его место патриаршего экзарха в Минске занял епископ Вениамин (Тупеко). Высказываются предположения, что Павел слишком амплитудно колебался вслед за изменчивой политической погодой. Он даже призвал Лукашенко сдерживать насилие по отношению к протестующим. При этом он был чужаком, ему так и не дали гражданство.
В «загогулине» с епископом Вениамином виден тот же расчет, что когда-то был сделан при избрании Киевского митрополита Онуфрия (Березовского): уроженец страны, но при этом твердо придерживающийся церковного единства с Москвой. Вениамин родился в Брестской области, по аналогии с украинскими понятиями его можно назвать «западенцем». Свою консервативную позицию он обозначил, когда объяснял смысл молебна, совершенного в православных храмах страны в воскресенье, 30 августа. «Все мы исполнены чаяния скорейшего успокоения смуты среди народа нашего, утверждения благословенного мира и спокойствия», – сказал новый экзарх. А сам патриарх Кирилл в воскресенье поздравил Александра Лукашенко с днем рождения и пообещал, что «развитие взаимодействия церкви с государственными структурами и всеми здоровыми силами общества будет способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию жителей Беларуси».
Глава РПЦ (мало кто сомневается, что Синод всего лишь исполнил решения своего председателя) произвел еще множество перестановок правящих архиереев. Маршруты переезда митрополитов так замысловаты, что найти в них хоть какую-то закономерность довольно трудно. Произошли перестановки в образовательных и хозяйственных учреждениях РПЦ. Изо всей этой кадровой чехарды можно сделать вывод-предположение: патриарх крутит-вертит, запутать хочет, не дать владыкам засидеться на их местах, обрасти связями и привычками. Иными словами, создается рукотворная турбулентность – вероятно, рассматриваемая как эффективная управленческая технология.
Из решений Синода еще обратило на себя внимание смещение с должности председателя Патриаршей комиссии по делам семьи протоиерея Дмитрия Смирнова. Он был, пожалуй, последним из того поколения священнослужителей, которые позволяли себе скандальные высказывания и при этом занимали официальные посты в важных церковных учреждениях. Дмитрий Смирнов славил ядерное православие, советовал отдавать в пожертвование церкви последнюю почку и наговорил еще много такого, что старая школа православного миссионерства считала необходимым для «пробуждения» общественного внимания, повода вызвать людей на диалог. Правда, диалог в основном проходил в форме ругани.
РПЦ становится все более осторожной и закрытой организацией. Синод предупредил клириков и монашествующих о недопустимости разглашения конфиденциальных сведений об РПЦ и установил наказания для тех, кто не будет следовать этому правилу. В частности, для клирика такое разглашение повлечет запрет в служении на срок до одного года (при повторном совершении того же деяния – до трех лет). Дать позволение разгласить конфиденциальную информацию о церкви может только патриарх или епархиальный архиерей.
Пока РПЦ сближается с белорусской властью, католики в стране все больше дрейфуют в сторону оппозиции и ссорятся с Лукашенко. В среду вечером правоохранители разгоняли акцию протеста в Минске и заблокировали десятки митингующих горожан в Красном костеле. Лидер католиков страны архиепископ Тадеуш Кондрусевич и еще двое епископов выразили протест. В четверг белорусские женщины провели у Красного костела акцию в ставшем уже традиционным формате «цепь солидарности».
Белорусская власть борется с протестами, а украинские политики и чиновники – с «угрозой» извне. В пятницу погранслужба Украины отчиталась о том, что не пустила в страну десятки паломников-хасидов, которые прорываются в город Умань для поклонения праху рабби Нахмана. Иностранцев подозревают в носительстве коронавируса. Требование перекрыть путь в страну для иудеев исходит от самых низов. В ночь на пятницу произошло столкновение жителей Умани с теми хасидами, кто все же проник в страну: люди не пускали пришельцев в город, обвиняя их в намерении заразить местных COVID-19. С призывом к верующим отказаться в этом году от паломничества ранее обращались президент Украины Владимир Зеленский и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
комментарии(0)