Фото REUTERS
В пятницу на официальном сайте Светланы Тихановской было опубликовано ее письмо к папе Римскому. Послание вдохновлено папской энцикликой «Fratelli tutti» («Все братья»), в которой Франциск призывает к социальной солидарности. Тихановская, в свою очередь, рассказывает лидеру католиков мира об отчуждении народа от белорусской власти. Как пример единения и солидарности в самоорганизующемся обществе она приводит движение протеста против режима Александра Лукашенко. В письме Тихановской все религиозные общины страны предстают спаянными единым порывом сочувствия к протестному движению. Даже экзарх Московского патриарха митрополит Вениамин (Тупеко) описан симпатизирующим оппозиции, хотя в других источниках духовный лидер белорусского православия выглядит иначе. В завершение письма Тихановская просит у понтифика «истинного слова правды и справедливости» о ситуации в Белоруссии.
Сам папа Римский тоже развивает идеи энциклики. В среду в видеопосланиях к юристам понтифик заявил о «необходимости созидания новой социальной справедливости в обществе, которое относится с недоверием к тем, у кого есть власть решать, что есть справедливость», сообщают официальные источники Ватикана. Папа выступил с поистине революционными (во всех смыслах) высказываниями о том, что в мире кучка богачей живет в роскоши, в то время как миллионы людей бедствуют. Самое радикальное заявление понтифика можно расценить как отрицание незыблемости права на частную собственность: «Христианская традиция никогда не признавала как абсолютное и неприкосновенное право на частную собственность и всегда подчеркивала социальную функцию каждой из ее форм. Право на собственность – естественное, вытекающее из всеобщего права, которое исходит из универсального предназначения сотворенных благ». Чего же еще ждать от папы: признания права народа весь мир насилья разрушить до основанья? А затем?
В пятницу в Париже было подписано коммюнике о мирном сотрудничестве между Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции, недавно присоединившейся к РПЦ, и Галльской митрополией Константинопольского патриархата, куда влились те общины, которые отказались воссоединиться с Москвой. У обеих юрисдикций в Европе есть неразрешенные имущественные проблемы, и теперь стороны заявляют о взаимном признании и равном доступе к церковному и культурному наследию. Напомним, что «сюзерены» обеих епархий в Москве и Константинополе находятся в настоящий момент в состоянии непримиримой конфронтации.
Между тем Московский патриархат демонстрирует амбивалентность в проявлении лояльности к властям разных стран. Как уверяют азербайджанские СМИ, в бакинском кафедральном соборе Жен Мироносиц в пятницу была совершена панихида по «шехидам Отечественной войны, отдавшим свои жизни во имя освобождения Нагорного Карабаха». Бакинский архиепископ Александр (Ищеин) якобы рассказал журналистам об ужасах «армянской оккупации». В то же время в России в Санкт-Петербурге намечается вторая волна неподчинения РПЦ городским властям из-за пандемии коронавируса. Городская администрация ждет от церковников ограничений присутствия в храмах верующих на Рождество, а представители Московского патриархата считают эти требования «несоразмерными и неуместными».
комментарии(0)