Совещание о динамике цен на продовольственные товары. Фото с сайта Правительства России /government.ru/
Главной социально-экономической темой минувшей недели стал рост цен на базовые продукты питания. По Росстату, с начала года по 7 декабря рис и мука подорожали почти на 13%, яблоки – на 17%, морковь – на 24%, картофель – на 25%, масло подсолнечное – на 26%, крупа гречневая – на 41%, сахар-песок – на 73%.
В стране увеличивается доля граждан, которые фиксируют ускоренный рост цен на продукты, товары и услуги. Как сообщил на прошлой неделе фонд «Общественное мнение» (ФОМ), в начале декабря уже 64% из 2 тыс. опрошенных заявили, что цены в течение последнего месяца росли быстрее, чем раньше. Год назад – в декабре 2019-го – так говорили 36% респондентов.
Кремль в преддверии большого выступления Владимира Путина, запланированного на 17 декабря, обратил особое внимание на проблему цен. Информацию по их труднообъяснимым скачкам президент получает и от статистических ведомств, и от министерств, и «от первоисточника, от граждан», сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
«Доходы – понятно, они, к сожалению, снизились в этом году. Рынок труда испытывает определенную нагрузку, у нас подросла безработица... Но что делать с другими показателями, в частности с ростом цен, прежде всего на базовые продукты питания? Пандемия здесь ни при чем. А объяснение есть, конечно. Это динамика цен на мировых рынках и попытка подогнать внутренние цены под мировые, а также использовать экспортные возможности», – сказал президент на совещании по экономическим вопросам в среду.
По его словам, все инструменты сдерживания роста цен, во всяком случае по базовым позициям, известны, нужно только своевременно реагировать. «Я жду от вас не просто предложений, а конкретных мер и сроков, в которые эти меры должны быть приняты, и, самое главное, должен быть достигнут результат», – обратился к кабинету министров Путин.
Премьер Михаил Мишустин отреагировал молниеносно, поручив в течение суток проработать параметры соглашений по сдерживанию роста цен на продукты. К 14 декабря Минэкономразвития и Минсельхоз «обязаны внести в правительство проекты конкретных нормативных актов».
Принято решение создать систему мониторинга цен на социально значимые товары, в том числе с учетом данных Росстата и Федеральной налоговой службы. Детали проекта до 21 декабря проработает Минэкономразвития.
Для обеспечения мониторинга Минсельхозу вместе с Минфином предстоит подготовить «дорожную карту» по созданию единого каталога социально значимых товаров. В этой работе будут задействованы возможности новой системы онлайн-касс. Срок – 15 января. «За ситуацией с ценами на продукты Михаил Мишустин будет следить лично», – сообщается на сайте правительства.
Проблема стабильно дорожающих товаров действительно стоит остро. И трудно поспорить с тезисом, что все беды российской экономики не получится списать на одну лишь пандемию.
К слову, не очень убедительно выглядят попытки списать на пандемию и падение доходов населения, которое сам президент назвал как раз более понятной в сложившихся условиях тенденцией. На самом деле ситуация с доходами населения вызывает не меньше вопросов, чем скачок цен на сахар или подсолнечное масло, особенно если учесть, что реальные располагаемые доходы населения падали либо стагнировали задолго до пандемии – начиная с 2014 года.
Другая долгосрочная проблема – обесценение рубля. Вспомним, как доллар шесть лет назад торговался в диапазоне 30–33 руб., сейчас такой курс кажется фантастическим. Любые попытки оправдать падение рубля в 2020 году нефтяным коллапсом и пандемией кажутся недостаточными, если учесть, что рубль в принципе обесценивается – варьируются только причины.
Как показал опрос ФОМа, результаты которого были обнародованы на минувшей неделе, 38% респондентов считают, что российские власти должны способствовать укреплению рубля по отношению к другим валютам, еще 30% сообщили, что властям, по их мнению, надо удерживать курс российской валюты на неизменном уровне. Другими словами, это означает, что совокупно почти 70% российских граждан уверены: власти не должны допускать обесценения национальной валюты. Но обменные курсы демонстрируют другую картину.
комментарии(0)