Фото REUTERS
Прошедшая неделя отличилась серией запретов, ограничений и административного вмешательства в финансовую и экономическую сферу. Президент США Байден объявил в четверг о введении давно ожидавшегося запрета на покупку новых выпусков рублевых долговых бумаг российского правительства. Вице-премьер российского правительства Татьяна Голикова объявила в понедельник о запрете вылетов туристов РФ на турецкие курорты. Российский Минсельхоз – в субботу о решении разделить права беспошлинного импорта сахара только между государственными компаниями. Вице-премьер российского правительства Александр Новак в пятницу рассказал о возможном частичном запрете на экспорт нефтепродуктов. В субботу Минэнерго поддержало введение временных ограничений на экспорт бензина – для «стабилизации ситуации на внутрироссийском рынке».
В субботу международное рейтинговое агентство Fitch сообщило, что суверенный рейтинг России устойчив к новым санкциям США, так как риски введения ограничений уже заложены в рейтинг и соотносятся с прогнозом. Низкий уровень дефицита бюджета, низкий государственный долг, значительные бюджетные активы и большие валютные резервы поддерживают способность России противостоять санкциям. Тем не менее они могут негативно повлиять на настроения инвесторов, сообщает Fitch.
Впрочем, тезис о «низком уровне дефицита бюджета» РФ скоро может оказаться абсурдом. Дело в том, что в январе–марте 2021 года федеральный бюджет исполнен не с дефицитом, а с профицитом. В понедельник российский Минфин сообщил, что этот профицит превысил 205 млрд руб. «НГ» уже писала, со ссылкой на экспертов, что бюджет-2021, весьма вероятно, будет не дефицитным, а профицитным (см. «НГ» от 29.03.21).
Вся прошедшая неделя прошла под знаком нарастающей угрозы большой войны на территории Украины. Десантные корабли трех российских флотов были перемещены к береговой линии Украины. А концентрацию сухопутных войск не оценивал только ленивый. В такой обстановке росла тревожность не только населения РФ, но и иностранных инвесторов, которые решительно избавлялись от долговых бумаг российского правительства. И теперь нашим властям не стоит рассчитывать на внешнюю поддержку рынка облигаций федерального займа. Теперь этот «рынок» сократился до размеров поля согласованных действий российских чиновников – из Минфина и из Центробанка.
«Внутренний рынок – сегодня это основной источник для привлечения ресурсов для финансирования дефицита бюджета. Большая часть заимствований осуществляется с привлечением ресурсов наших отечественных финансовых институтов – это наши банки, страховые компании. Мы видим повышенный спрос в последнее время на наши финансовые инструменты, и буквально на этой неделе мы осуществили наибольший объем заимствований на финансовом рынке», – сообщил глава Минфина Антон Силуанов в пятницу. Между тем рынок ОФЗ опирался на растущую долю нерезидентов с лета 2015 года – то есть почти последние шесть лет.
Между тем в среду фонд «Общественное мнение» (ФОМ) опубликовал примечательный опрос: около 30% молодых россиян считают, что политика нашей страны в последнее время способствует повышению риска третьей мировой войны. А 76% респондентов всех возрастов полагают, что если третья мировая война начнется, то Россия обязательно будет в ней участвовать. Другой опрос ФОМ показал, что тревожно настроенных граждан сегодня в РФ больше, чем настроенных спокойно. Такое превышение отмечено впервые после того, как ФОМ перешел в начале года от телефонных к личным интервью.
Кроме военных рисков над Россией, очевидно, сгущаются опасности, связанные с глобальным переходом экономик развитых стран к низкоуглеродной модели, в которую нынешняя экономика РФ никак не вписывается. И опубликованная в четверг статья вице-премьера Александра Новака о водородной энергетике показывает, что в правительстве пока не представляют, как именно глобальная экономика будет становиться низкоуглеродной. И какую роль в этом переходе будет играть производство водорода в качестве топлива, заменяющего сжигание ископаемых угля, нефти и газа. Движение крупнейших экономик мира к новой низкоуглеродной модели не вызывает сомнений. По этому пути идут не только Европа и США, но и Китай. В середине марта этого года председатель КНР Си Цзиньпин объявил о новой политике Китая – сокращении углеродной эмиссии с 2030 года и достижении полной углеродной нейтральности до 2060 года (см. «НГ» от 17.03.21). Россия надеется в перспективе стать экспортером «голубого» водорода, который производится из ископаемого природного газа. Но Евросоюз считает целью производство только «зеленого» водорода только с использованием возобновляемых источников энергии.
Шансы получить нишу в низкоуглеродной экономике будущего у РФ появятся, только если Москва сможет убедить Евросоюз и другие передовые страны, что им следует использовать не только «зеленый» водород, но и «голубой» водород из природного газа или «желтый» водород, производимый с помощью атомных электростанций.
комментарии(0)