Фото Kremlin.ru
На прошедшей неделе Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному собранию, а точнее, по традиции, ко всей управленческой элите. Обычно для широкой публики этот жанр коммуникации со страной менее интересен по сравнению с прямыми линиями и пресс-конференциями президента. В этом году власть решила ситуацию изменить – и Послание из стратегического напутствия превратилось в сборник уже согласованных тактических решений.
Однако раз большинство из них представляет собой меры по социальной поддержке граждан, то, значит, это должно вызвать благодарность народных масс, которым уже скоро предстоит исполнить роль электората на выборах в Госдуму. Однако такой угол зрения на Послание-2021 хотя и допустим, но он все-таки недостаточно верный. Тактические социальные решения, на которые уже выделены ресурсы, причем не самые большие – 400 млрд руб. на два года, – это еще и ответ Кремля на критику об отсутствии антиковидной компенсационной политики.
И это, конечно, окончательное утверждение Путина в качестве единственного источника хороших новостей для россиян. По масштабу обещанных выплат в принципе выходит, что это не более чем уровень правительственной ответственности, но в России раздача денег – это прерогатива исключительно президента. Однако главный смысл превращения Послания в чисто тактический документ в том, что в стране закончились дискуссии о необходимости корректировки каких-либо стратегий, не говоря уже об их смене. Власть четко показывает, что никакие новации не нужны, надо лишь лучше исполнять то, что давно намечено.
С одной стороны, это здравомыслящий подход, а с другой – потенциально, по сути, тупиковый, поскольку действующая стратегия и демографическому росту не способствует, и увеличению доходов россиян тоже. А именно эти пункты официально являются ключевыми. Но, очевидно, советский подход к развитию страны – декларация о том, что государство решит все проблемы человека более эффективно, чем он сам, в ближайшее время будет только расширяться. То есть тактическое Послание на самом деле – это просто подтверждение сделанного концептуального выбора.
На минувшей неделе также стало понятно, что не изменится и концепция политического развития страны. В том же Послании президент выразил твердую уверенность в том, что системные оппозиционные партии не переведут предвыборную конкуренцию на платформу популизма, а продолжат конструктивное взаимодействие с «Единой Россией». То есть Кремль фактически обнулил избирательную кампанию, в ходе которой думские оппозиционеры, у которых нет никаких шансов превратиться в правящие партии, озабочены лишь сохранением объема мандатов, а потому вынуждены обещать то, что нравится большей части населения.
Нетрудно заметить, что из всей системной тройки только у КПРФ есть действительно стратегические претензии к власти – требование о так называемом левом повороте. При этом коммунисты старательно делают вид, что не замечают полевения власти. По крайней мере усиления ее приверженности тренду на директивное распределение ресурса среди тех, кто нуждается в нем. Понятно, что в этом контексте конкуренция КПРФ и ЕР реально невозможна: коммунисты всего лишь обещают, а единороссы голосуют в парламенте за выдачу средств, пусть и небольших, но сейчас.
Впрочем, в том «манежном консенсусе», который на прошлой неделе начал оформляться сразу же после Послания, никакой партийной конкуренции и не предполагается. Пресловутые «традиционные партии» гарантированно получают квоту в представительной власти. Небольшой резерв остается для поощрения хорошо отработавших свою повестку спойлеров или неких персон, которых необходимо перевести с прежних должностей на депутатскую зарплату.
Место для несистемной оппозиции предусматривается только вне данного расклада. И поэтому у нее остается только один способ напомнить о себе – «умное голосование». Однако власть показывает намерение не столько пережить эту неприятность, сколько изжить. Начавшийся разгром структур Алексея Навального это подтверждает. Во второй половине 2021 года развернется не просто избирательная кампания в Госдуму. Это будет борьба с внешним вмешательством недоброжелательных к России держав, кознями иноагентов и проявлениями политического экстремизма.
комментарии(0)