Фото с официального сайта президента РФ / kremlin.ru.
На прошедшей неделе прошел третий этап предвыборного съезда «Единой России», на котором Владимир Путин выступил со своего рода дополнительным Посланием президента. Он в очередной раз продиктовал партии так называемую народную программу, и он же гарантировал соответствующие бюджетные ассигнования для реализации обещаний.
Финансовая бомбежка по определенным целям в предвыборной России была вполне ожидаемой. Власть, похоже, специально поднакопила спрос на госпомощь со стороны граждан, чтобы удовлетворить его в нужное время. Однако появление президента на съезде ЕР стало не только фактическим признанием Кремля проблемности думских выборов. Если последнее могло быть оценено таким образом только протестной частью общества, то прямое руководство Путиным действиями ЕР показало лоялистам и, главное, госаппарату, что теперь результаты выборов по большому счету предопределены.
Отдельные эпизоды избирательной кампании минувшей недели это понимание наглядно подтверждают. Например, продолжилось прореживание кандидатов в партсписках и по округам, под него попадают и вполне себе неопасные для власти участники выборов. Судя по всему, это должно сократить размывание голосов, которые будут получать кандидаты ЕР. Что же касается оппозиции, то у нее стараются выбить как можно больше спикеров.
Хороший пример – «Яблоко», которое на прошлой неделе потеряло такого сильного претендента, как Лев Шлосберг. Его вслед за округом убрали и из территориальной группы партии после того, как суд подтвердил его причастность к экстремизму. Разрыв с действительностью здесь в том, что Шлосберг как раз был чуть ли не единственным известным оппозиционером, который не просто критиковал «умное голосование», а прямо называл его авторов пособниками власти, а всю политику навальнистов – вредной для борьбы за демократию. Беспрецедентным оказалось и разбирательство в ЦИКе: Элла Памфилова уже после голосования за вычеркивание Шлосберга объявила, что она не верит в его связь с экстремистами, но вынуждена подчиниться решению суда. При этом выяснилось, что этого документа на тот момент, похоже, никто так и не видел.
Между тем различные силы уже начинают поствыборные интриги. Скажем, сопредседатель «Справедливой России – За правду» Захар Прилепин на прошедшей неделе провел что-то вроде переговоров о парламентской коалиции левопатриотических сил. Сам-то он, похоже, гарантированно проходит в депутаты Госдумы, но в соратниках по коалиции у него других будущих депутатов, по сути дела, и нет. Однако на перспективу на политическом поле уже создан такой центр притяжения, который как минимум будет альтернативой КПРФ, а при необходимости сможет и сыграть роль разрушителя данной партии.
А вот бывший либерал и прежний националист Алексей Навальный явно пробует силы с доктриной христианского социализма. В интервью из тюрьмы для New York Times он продолжает подчеркивать свою приверженность религиозной идеологии, не уточняя, о какой конфессии конкретно идет речь. Этот заход на новую сферу Навальный начал еще во время судебного разбирательства, приведшего его в колонию. Одновременно у него и его сторонников обострилась риторика против госкапитализма и провластных олигархов, а главным обвинением против власти стало утверждение, что она украла страну у большинства россиян.
комментарии(0)