Заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства (в режиме видеоконференции). Фото с официального сайта президента РФ / kremlin.ru
Главным событием на минувшей неделе в СНГ стало подписание 28 союзных интеграционных программ между Белоруссией и Россией. Среди них как экономические, так и военные. Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев заявил также о работе над созданием единой символики России и Белоруссии. «Что касается символики для Союзного государства, мы над этим работаем... Мы видим объединяющий символ, который необходим», – сказал он.
По мнению Мезенцева, появление такой символики возможно через некоторое время. Вероятно, многие совместные документы будут иметь союзный символ либо герб, добавил госсекретарь.
В Украине укрепление Союзного государства воспринимают как план Москвы «отобрать те предприятия, которые еще принадлежат белорусскому государству». Агентство УНИАН пишет: «Лукашенко не хочет просто стать генерал-губернатором Беларуси. Он хочет лучшего статуса и гарантий, что интересы в отношении его имущества, его потомков будут в возможном Союзном государстве гарантированы. Поэтому, если процесс создания Союзного государства как-то и дойдет до конца, они, вероятно, поменяют Конституцию и каким-то образом Лукашенко, видимо, или какую-то должность себе придумает по Конституции, а президент будет какой-то номинальный, или каким-то другим образом будет действовать, чтобы в этом Союзном государстве оставаться с гарантированным влиянием».
В Молдавии всю неделю продолжали обсуждать газовый контракт, который позволит стране в течение пяти лет получать российское голубое топливо, причем по выгодной для обеих сторон цене. О том, что договор взаимовыгоден, заявили ранее в «Газпроме». В Кишиневе поначалу радовались, включили отопление жилых домов, школ и детских садов, но потом засомневались: не продешевили ли.
Молдавские переговорщики неэффективно использовали приднестровский фактор в переговорах по контракту с «Газпромом», заявил бывший посол Республики Молдова (РМ) в РФ Анатол Царану в ходе публичных дебатов на тему «Энергетическая безопасность Европейского союза и Республики Молдова: взаимные уроки». Он пояснил: «Приднестровский фактор для России крайне важен, и маловероятно, что мы бы остались без газового контракта. Если бы у нас было больше терпения, и если бы мы проявили больше изобретательности, я думаю, что цена в отношении газа могла быть ниже, чем та, которую мы получили сегодня от Российской Федерации».
Между тем после заключения газового контракта в отставку подал вице-премьер по реинтеграции Влад Кульминский, участвовавший в переговорах с «Газпромом». Ранее Кульминский активно консультировался с Киевом, после чего началась транспортная блокада Приднестровья со стороны Украины. И был сорван раунд переговоров по приднестровскому урегулированию в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели), намеченный на начало ноября в Стокгольме.
На одной из последних встреч политических представителей РМ и Приднестровья Влад Кульминский связал тему переговоров (транспортную проблему) с поставками газа в регион. Эксперты заговорили о попытке Кишинева использовать на переговорах с Москвой «приднестровскую карту». Но газовое соглашение, пишут кишиневские СМИ, «похоронило все планы Кульминского (или тех, кто за ним стоит) по отношению к Приднестровью». Его концепция предусматривала вывод российских миротворцев. Этот план не был реализован из-за энергетического кризиса в Молдавии. Срыв поставок газа в республику мог вызвать массовые протесты. Власть это поняла, и президент Майя Санду подключилась к переговорам, позвонив замглавы администрации президента РФ Дмитрию Козаку. На следующий день контракт был продлен и подписан. А российские миротворцы продолжили службу на берегах Днестра.
комментарии(0)