Фото Reuters
Наиболее громкими событиями недели стали заявления Минобороны РФ о начале перегруппировки российских войск, участвующих в боевых действиях в Украине, и атака украинских вертолетов Ми-24 на нефтебазу в Белгороде. Глава военного ведомства Сергей Шойгу заявил, что задачи первого этапа спецоперации выполнены, потенциал Вооруженных сил Украины (ВСУ) подорван и теперь нужно сконцентрироваться на Донбассе. Отвод российских войск из Киевской области заметили в Киеве – в воскресенье украинские СМИ сообщали о том, что ВСУ вернули контроль над некоторыми участками границы с Белоруссией.
В пятницу украинские военные попытались продемонстрировать, что способны проводить операции на территории РФ. Два вертолета Вооруженных сил Украины нанесли удар по нефтебазе в Белгороде. Машины шли на малой высоте, и поэтому, видимо, они и не были обнаружены силами ПВО России. Ми-24 – это советский ударный вертолет, имеющий возможности штурмовика и боевой машины пехоты. Машина защищена броней, имеет мощное артиллерийское вооружение, может нести неуправляемые ракеты – именно ими и была обстреляна нефтебаза. Глава Украины Владимир Зеленский отказался прямо ответить Fox News на вопрос о том, была ли это украинская спецоперация, сказав, что не обсуждает свои приказы, а по «некоторым вопросам он делится информацией только с украинскими военными». Фактически таким ответом Зеленский косвенно подтвердил свою причастность к удару по Белгороду и то, что приказ исходил именно от него.
Минобороны РФ сообщали, что продолжают наносить удары высокоточным оружием, в частности вывели из строя аэродромы в Полтаве и Днепре – это то самое «узкое» место в спецоперации Вооруженных сил РФ. От Харькова до Белгорода всего 70 км лету. Именно это место и было использовано ВСУ для нанесения удара по российской инфраструктуре.
Официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков сообщил, что «высокоточными ракетами воздушного базирования выведены из строя военные аэродромы в Полтаве и Днепре». Военное ведомство сообщило, что в воздухе были уничтожены 24 украинских беспилотных летательных аппарата – скорее всего квадрокоптеры, при этом, судя по данным Минобороны РФ, турецких Bayraktar TB2 у Украины уже не осталось. Тем не менее Киев после переговоров в Стамбуле и решения российской стороны по прекращению наступательных действий на Киевском и Черниговском направлениях заказал новую партию турецких беспилотников.
Впрочем, пополнение арсенала планируется куда масштабней. Газета New York Times, ссылаясь на источник в администрации США, сообщила, что впервые за время конфликта Вашингтон выступит посредником в процессе передачи Украине советских танков, поставки которых якобы должны «вскоре начаться». Издание не приводит количества техники, которую планируется передать, а также не конкретизирует, какие страны могут принять участие в передаче Киеву вооружений. Дарителями скорее всего станут страны Восточной Европы. У них в планах полное избавление от «советского наследия» и полной натофикации. Только одна Польша ожидает 250 американских основных танков M1A2 SEP v3 Abrams. Общая стоимость соглашения с учетом сопутствующего оборудования и боеприпасов и создания инфраструктуры составит более 6 млрд долл. Нетрудно предположить, что следом в очереди стоят Чехия и страны Прибалтики.