Иллюстрация Pixabay.com
На прошлой неделе Евросоюз усилил санкционное давление на Россию, наши министры продемонстрировали отсутствие внятной антикризисной стратегии, а Росстат и Минэкономразвития (МЭР) отчитались о последствиях антироссийских санкций за третий месяц продолжения украинской спецоперации.
По оценке МЭР, в мае российский ВВП снизился на 4,3% по сравнению с маем прошлого года. Сокращение экономической активности в РФ, судя по всему, ускоряется, так как в апреле спад ВВП составлял 2,8%. Полноценной информации о доходах и зарплатах в мае чиновники пока не публикуют. Но о падении доходов населения может говорить сокращение розничной торговли в мае примерно на 10% при падении торговли непродовольственными товарами более чем на 17%.
Снижение выпуска в добывающих отраслях замедлилось в мае по сравнению с тем же периодом прошлого года до 0,8% после спада на 1,6% в апреле, сообщило МЭР в четверг. В обрабатывающих производствах снижение выпуска в мае ускорилось до 3,2% после падения на 2,1% в апреле.
Относительный спад в нефтедобыче последние недели постепенно сокращался. Но новые санкционные уточнения Еврокомиссии (ЕК) могут остановить этот процесс. В конце недели ЕК разъяснила детали эмбарго на российскую нефть: под запрет попадают и смеси нефтей из разных стран с участием нефти из РФ. Последнее время экспорт российской нефти в составе смесей был важным каналом обхода европейских санкций.
Если же западные союзники продолжат давление на российскую нефть, то это может иметь катастрофический эффект для мировых цен. Цены на нефть в мире могут взлететь до 380 долл. за баррель, если Россия значительно снизит объемы добычи топлива в ответ на санкции ЕС и США, сообщил Bloomberg со ссылкой на аналитиков банка JPMorgan. Хотя пока рост мировых цен на нефть или газ не сильно помогает российской экономике. Да и российские чиновники, судя по их спорам на съезде РСПП в среду, не очень-то понимают, что нужно делать ради замедления спада нашей экономики.
Глава Минфина Антон Силуанов признал, что его попытки стимулировать импорт в страну не дают результатов. И он почему-то решил заняться ручным регулированием курса рубля за счет ограничения полезных бюджетных расходов. Для ослабления рубля Силуанов предложил необычный механизм: вместо поддержки нашей экономики Минфин РФ будет скупать на собранные в стране налоги валюты «дружественных стран» – юани, рупии и даже турецкие лиры.
В результате такой скупки рупии, юани и лиры в рублях подорожают. А дальше, по представлениям министра, должен будет подорожать и американский доллар. Впрочем, судя по словам Силуанова, сам он не верит на 100% в работоспособность предлагаемого ручного регулирования курса доллара через скупку рупий.
Против плана Силуанова открыто выступил глава Минэкономразвития Максим Решетников. «Избыток предложения валюты такой большой, что мы не сможем столь масштабно сократить государственные расходы для стабилизации курса рубля, мы скорее ухудшим ситуацию в экономике. В условиях недостатка спроса новое сокращение государственных расходов еще более негативно повлияет на экономику. Оно приведет к еще большему сжатию экономики, и та дефляционная спираль, признаки которой мы видим, раскрутится еще больше», – предупредил Решетников.
Правда, в отличие от Минэкономразвития председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что не видит «никакой дефляционной спирали». А продолжающееся снижение цен – это лишь «коррекция после резкого роста в конце февраля – начале марта».
Чем закончится спор Минфина и МЭР о скупке «дружественных валют», пока не ясно. Но американский доллар после заявлений Силуанова уже подорожал в РФ почти на 4 руб. В целом метания чиновников оставляют тягостное впечатление. Еще недавно власти ограничивали вывоз валюты, а сегодня эти же люди жалуются на ее переизбыток и признают, что не знают, как ее вытолкнуть из страны. В апреле правительство решило, что будет тратить на поддержку экономики РФ все свои бюджетные доходы. А в среду Минфин вдруг объявляет об отказе от этого принципа. Часть министров и экспертов видят причину спада в сокращении спроса. Однако другие ведомства хотят сократить этот спрос еще больше. Остается надеяться, что разнонаправленные действия ведомств не усугубят экономический кризис еще больше.