Фото REUTERS
Важнейшим событием недели стал вывод южной группировки российских войск на левый берег Днепра, завершившийся утром 10 ноября. Украинским войскам оставлен Херсон и десятки населенных пунктов Николаевской и Херсонской областей. Решение было принято министром обороны РФ Сергеем Шойгу после доклада командующего Объединенной группировкой войск на Украине Сергея Суровикина.
Назначенный 8 октября Суровикин пришел к выводу, что сохранение армейской группы на правом берегу Днепра бесперспективно и даже опасно. Затягивать же решение на отвод войск нельзя ввиду начала осенней распутицы. Она неизбежно приведет к приостановке активных боевых действий, пока не ударят морозы, а может, и до весны. Обе противоборствующие стороны нуждаются в передышке для восстановления боеспособности войск и пополнения поредевших арсеналов.
На первый план выходит задача по повышению уровня ратного мастерства мобилизованных, особенно ввиду серьезных потерь среди кадровых военных. Согласно подсчетам Пентагона, с начала спецоперации Вооруженные силы Украины (ВСУ) потеряли более 100 тыс. человек. По словам российских официальных лиц, потери РФ в 7–8 раз меньше, чем противника.
Пауза на фронте дает шанс дипломатии. Делегации «большой двадцатки» прибывают на саммит на острове Бали 15–16 ноября. Несмотря на интенсивные закулисные консультации, серьезного прогресса ожидать не приходится. Об этом красноречиво говорит отказ президентов России и Украины принять приглашения индонезийских властей.
Надежду дает лишь готовность украинского министра иностранных дел Дмитрия Кулебы на встречу с российским коллегой Сергеем Лавровым, но на уровне глав внешнеполитических ведомств такой серьезный вопрос, как перемирие, можно лишь подготовить, но не решить.
Есть надежда лишь на продолжение «зерновой сделки», о чем просят и представители ООН, и президент Турции, поставивший Москве «положительную оценку» за «уход из Херсона». По словам Реджепа Тайипа Эрдогана, этого недостаточно, поэтому в ходе предстоящего телефонного разговора он ожидает от президента РФ Владимира Путина «готовности предпринять дополнительные шаги для мирных переговоров».
Но 12 ноября Путин позвонил не Эрдогану, а президенту Ирана Эбрахиму Раиси. Как заявляют представители Украины и западные СМИ, летом Россия и Иран подписали контракт на 1750 беспилотных летательных аппаратов семейства Shahed и Mohajer, причем двумя партиями якобы уже поставлено 500 штук, а на очереди – сделка по иранским ракетам. СМИ сообщают о готовности Исламской Республики «в очень короткие сроки направить в Россию партию почти из 200 беспилотников Shahed-136, Mohajer-6 и Arash-2» морским путем в Астрахань. Представители РФ и Ирана официально факт поставок не подтверждают.
Пополняют арсенал и Вооруженные силы Украины. За год они приобрели более 13,2 млн единиц образцов вооружения и военной техники, сообщают украинские журналисты со ссылкой на отчет министра обороны страны Алексея Резникова. Подавляющее большинство закупок профинасировано иностранными правительствами – в 2022 году только США направили на военную поддержку Украины около 54 млрд долл.