Фото с сайта УПЦ / church.ua
На минувшей неделе основные события религиозной жизни были связаны с празднованием Рождества по юлианскому календарю. Торжества в этом году получили, кажется, беспрецедентную политическую нагрузку и отмечены беспрецедентным градусом конфликтности. Прежде всего точки напряжения отмечены в Украине.
Российская сторона объявила более чем суточное прекращение огня на всем протяжении линии соприкосновения армий. Утром в четверг патриарх Кирилл выступил с предложением объявить «рождественское перемирие», чтобы верующие имели возможность посетить богослужения в храмах. Вечером того же дня президент Владимир Путин дал указание Минобороны прекратить огонь 6 и 7 января. В президентском распоряжении была ссылка на патриарха. Однако украинская сторона отвергла предложение, усмотрев в нем военную хитрость и ссылаясь на то, что глава РПЦ, по их мнению, тоже участник конфликта и не имеет авторитета в православном мире.
В субботу Минобороны РФ отчиталось, что соблюдает президентское распоряжение, а вот украинская армия, наоборот, усилила обстрелы в ночь на Рождество. Киев, в свою очередь, утверждает, что российские подразделения предпринимали наступательные действия.
В рождественскую ночь, которая выпала на субботу, Путин посетил богослужение в Благовещенском соборе Московского Кремля. Тем самым президент прервал традицию уезжать в этот день в регионы. Произошло это вопреки слухам о том, что глава государства может встретить Рождество в Донбассе.
В свою очередь, патриарх Кирилл продолжил традицию телеинтервью госканалу «Россия 24». Патриарх подтвердил не раз высказываемое ранее убеждение, что русские и украинцы – один народ, «вышедший из киевской купели Крещения», а происходящее в соседней стране – не межгосударственный конфликт, а «междоусобная брань», разжигаемая извне. При этом Кирилл уверял, что по-прежнему считает себя патриархом и для украинцев тоже, а потому борется с проявлениями ненависти к «родной» для россиян Украине. Глава РПЦ заявил: военные действия обозначили, что в основе России – христианские ценности, которые «преломляются» и в распространенном в России исламе. Надо сказать, что эти слова звучат несколько двусмысленно, в них можно расслышать намек на некоторое неравноправие религиозных традиций.
Глава РПЦ заверил, что даже к украинскому руководству он относится без ненависти, критикует, но без оскорблений. Хотя Киев предпринимает крайне недружественные действия по отношению к Украинской православной церкви (УПЦ), которая еще недавно считалась частью Московского патриархата. Начиная с 1 января УПЦ запретили доступ в Успенский собор и Трапезную церковь в верхней части Киево-Печерской лавры, которая принадлежит государственному музею-заповеднику. В рождественскую ночь здесь впервые совершил богослужение глава национально ориентированной Православной церкви Украины митрополит Епифаний (Думенко). В субботу стало известно, что президент Украины Владимир Зеленский лишил гражданства 13 священнослужителей УПЦ, у которых обнаружились еще и паспорта РФ. Впрочем, многие из них уже находятся на территории России.
Если у соседей на главный христианский праздник царило ожесточение, то президент Белоруссии Александр Лукашенко демонстрировал благоволение. Посетив минский Свято-Елисаветинский монастырь, который оппозиция обвиняет в чрезмерном лоялизме по отношению к руководству страны, глава государства призвал политических «беглых» возвращаться в Белоруссию.
Христианский мир несет и безвозвратные потери. В четверг в Ватикане похоронили почетного папу Бенедикта XVI, который скончался 31 декабря.