Фото Kremlin.ru
Поездка президента РФ на торжества в честь 80-летия победы в Сталинградской битве стала бы внутриполитическим событием прошедшей недели, если бы оказались верными прогнозы на нее в виде анонсов и утечек. Но ожидания радикализации в виде переименования города-героя не оправдались, визит Владимира Путина был переполнен показательным игнорированием фигуры Сталина. Стало ясно, что федеральный Центр жестко рекомендовал молчать и властям, и общественности, и политклассу Волгограда.
Зато на минувшей неделе ужесточение президентской риторики, направленной в сторону Запада, дошло на земле Сталинграда до такой степени, что это отдельными экспертами уже интерпретируется как начало перехода от спецоперации к пресловутой «отечественной войне», которая по российской традиции является делом священным. «Сейчас, к сожалению, мы видим, что идеология нацизма – уже в своем современном обличье, современном проявлении – вновь создает прямые угрозы безопасности нашей страны, мы вновь и вновь вынуждены давать отпор агрессии коллективного Запада. Невероятно – невероятно, но факт: нам снова угрожают немецкими танками Leopard, на борту которых – кресты, и вновь собираются воевать с Россией на земле Украины руками последышей Гитлера, руками бандеровцев», – подчеркнул Путин.
И это, собственно, был единственный раз, когда в своих заявлениях по СВО он употребил слово «Украина». Спецоперация, судя по всему, окончательно приобретает характер глобальный: «Те, кто втягивает европейские страны, в том числе и Германию, в новую войну с Россией и тем более безответственно заявляет об этом как уже о свершившемся факте, те, кто рассчитывает одержать над Россией победу на поле боя, видимо, не понимают, что современная война с Россией будет для них совсем другой. Мы свои танки к их границам не посылаем, но у нас есть чем ответить, и применением бронетехники дело не закончится».
В Кремле оперативно разъяснили, что Путин имел в виду большую эффективность нынешних сил и средств, задействованных в СВО. Однако более важно, что в рамках глобальной борьбы критерии возможного успеха становятся более абстрактными, Тут, скажем, уже можно не считать взятые или оставленные города либо беспокоиться о точных границах территориального контроля.
Пребывание президента в Волгограде, очевидно, было использовано и для обсуждения рабочих моментов функционирования властной вертикали. Встреча Путина с губернатором Андреем Бочаровым показала, что последнему, видимо, не стоит беспокоиться насчет продления его управленческого мандата. Глава государства не спросил с главы региона за получившие федеральную известность коммунальные происшествия, более того, согласился с достоверностью всех упомянутых в его рапорте достижений. Полномочия Бочарова завершаются в 2024-м. Впрочем, Путин на прошлой неделе как раз продолжил уделять внимание тем, кому теоретически предстоит переизбираться в один с ним год. К примеру, видеоконференция с губернатором Вологодской области Олегом Кувшинниковым опять показала, что президент благоволит к плеяде региональных технократов образца 2019 года.
Правда, на минувшей неделе более активны были выдвиженцы 2018-го, для которых скоро начнется или обратный отсчет до перевыборов, или смена рода деятельности. В Новосибирской области резко ускорилось разрешение проблемы с избираемым гражданами мэром города-миллионника. Коммунист Анатолий Локоть скорее всего окажется последним из этого ряда, но и он сам, и КПРФ продолжают взирать на будущее спокойно. Когда законопроект об отмене прямых выборов появился в стенах Заксобрания, стало ясно, в чем причина: поправки вроде бы вступят в силу по завершении полномочий нынешнего мэра, а стало быть, изгнания Локтя с поста не готовится. То есть не будет и радикализации левых в ходе выборов губернатора, что подтверждает сохранение консенсуса системных партий с властью. Исходя из этого можно сделать вывод, что и появившиеся на прошедшей неделе разверстки политического содержания и технологического исполнения единого дня голосования 2023 года будут реализовываться в запланированном режиме. Напомним, что это максимально референдумный характер всех кампаний с массированием цифровых решений. Короче говоря, генеральная репетиция будущих выборов президента страны.