Фото Reuters
Отечественная промышленность по итогам минувшего года ушла в небольшой минус. По данным Росстата, промпроизводство сократилось в декабре 2022-го на 4,3% по сравнению с тем же месяцем 2021-го, а в целом за год – на 0,6%.
К позитивным тенденциям декабря специалисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования отнесли «положительную динамику добычи нефти, идущую вразрез с введенными с 5 декабря экспортными ограничениями», резкий скачок производства в автомобилестроении (почти на 25% к предыдущему месяцу, но «с очень низкого уровня»), продолжение роста выпуска металлоизделий и т.д.
А одной из негативных тенденций, которая может показаться парадоксальной на фоне прошлогодних исторических рекордов жилищного строительства, стало «ускорение сокращения объема производства строительных материалов». «По сравнению с уровнем февраля 2022-го выпуск в целом по отрасли снизился уже на 14,9%», – уточнили эксперты.
В Институте Гайдара, в свою очередь, перечислили топ-5 основных ограничителей промышленного роста в РФ (по версии опрошенных промпредприятий), который, как уточняется в обзоре, «не совпадает с декларируемыми представлениями чиновников и аналитиков».
На первое место предприятия в условиях продолжающегося санкционного противостояния поставили «неясность текущей экономической ситуации и ее перспектив» с 51% упоминаний.
Второе место отдано низкому экспортному спросу, на который сейчас как на проблему указали 40% предприятий. На третьем месте упоминаются трудности с внутренним платежеспособным спросом (37% голосов). На четвертом месте – недостаток квалифицированных кадров: он мешает увеличивать текущий, январский выпуск почти каждому третьему предприятию. Это заставляет их поддерживать высокий спрос на рабочую силу.
Замыкает же пятерку ограничителей промышленного роста недостаток сырья и материалов: такой фактор упоминает каждое пятое предприятие.
И еще несколько слов о кадрах. По данным рекрутеров, две трети российских специалистов из разных отраслей хотели бы сейчас сменить работу, причем почти каждый шестой из них пошел бы не просто в другую компанию, а отрасль. Правда, раздумывать об увольнении и действительно уволиться – разные вещи. Никакого аномального притока резюме рекрутеры как раз пока не фиксируют.
При этом, как заявила в конце недели вице-премьер Татьяна Голикова, в стране сокращается число зарегистрированных в службах занятости безработных. Их численность теперь составляет 548 тыс. граждан, что на 16 тыс. меньше, чем в начале года. «Продолжается активная работа по содействию предприятиям оборонно-промышленного комплекса в подборе кадров», – пояснила она.
Экономисты же до сих пор пытаются оценить последствия релокации квалифицированных специалистов за рубеж. «От полутора до двух миллионов людей покинули страну и увезли с собой очень существенные квалификации, – сообщил на минувшей неделе декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Аузан, которого цитирует Интерфакс. – По этому вопросу идут серьезные дискуссии… Человеческий капитал производится медленно. Воспроизвести то, что мы потеряли, вряд ли сможем раньше, чем через 7–10 лет».
Но одной из главных новостей прошедшей недели стал все же прогноз Международного валютного фонда (МВФ), который предполагает, что в 2023 году российский ВВП будет не падать, а расти: иностранными экспертами ожидается в России микроскопический, но экономический рост – на 0,3%. Правда, увеличение глобального ВВП одновременно с этим составит 2,9%.
«Оценки экспертов МВФ начинают сближаться с российскими прогнозами», – отреагировали в Минэкономразвития. «Российская экономика уверенно преодолевает санкционные барьеры недружественных стран. В 2023 году дальнейшее восстановление экономики будет зависеть от восстановления потребительского спроса, а также мер по обеспечению роста кредитования – как корпоративного, так и потребительского», – поясняют в ведомстве Максима Решетникова.
В министерстве планируют уточнить свои оценки на текущий и последующие годы, ведь пока что официальный правительственный прогноз, с учетом которого сверстан федеральный бюджет, исходит из падения в 2023 году российского ВВП на 0,8%.