Фото Reuters
Глава МИД РФ Сергей Лавров совершил третье в этом году турне по Африке, в ходе которого побывал в Кении, Бурунди, Мозамбике и ЮАР. В Кейптауне он встретился с коллегами по БРИКС (Бразилия, РФ, Индия, Китай, ЮАР) – политическому клубу, ставшему особо важным для Москвы в силу резкого сокращения доступности прочих международных площадок. Там был поднят вопрос об очном участии в саммите БРИКС Владимира Путина, препятствием к чему может стать выдача Международным уголовным судом ордера на его арест. С одной стороны, МИД ЮАР выпустил заявление о предоставлении иммунитета участникам августовского саммита. С другой – в дипведомстве уточнили, что «иммунитеты не отменяют никакого ордера, который может быть выдан любым международным судом в отношении любого участника конференции». На пресс-конференции по итогам заседания глава МИД ЮАР Наледи Пандор ушла от конкретного ответа на вопрос о Путине.
Он тем временем принял в Кремле президента Эритреи Исайяса Афеворки. Путин поздравил гостя с 30-летием как независимости Эритреи, так и установления дипломатических отношений с РФ. Он пригласил Афеворки на второй саммит Россия–Африка в июле в Санкт-Петербурге, отметив, что у двух стран есть перспективы сотрудничества по многим направлениям.
2 июня помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил о готовности Вашингтона к переговорам по контролю над вооружениями с Москвой и Пекином «без предварительных условий». По его словам, США будут соблюдать ограничения на стратегические ядерные вооружения, установленные в договоре СНВ-3 в 2010 году, до истечения срока его действия в 2026-м, если Россия сделает то же самое. Накануне США прекратили отправку России уведомлений о запусках своих межконтинентальных баллистических ракет и ракет с подводных лодок в связи с приостановкой участия России в СНВ-3. Впрочем, в заявлении Салливана замглавы МИД РФ Сергей Рябков увидел «деструктивный заряд», нацеленный на продолжение линии США на слом баланса интересов. Он пообещал вскоре дать развернутую оценку словам Салливана.
29 мая Путин подписал указ о денонсации Россией Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В связи с этим пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в Москве не ожидают прямых последствий денонсации договора, подписанного в 1990 году и устанавливавшего квоты на количество танков, боевых бронированных машин, артиллерии, ударных вертолетов и самолетов. Песков отметил, что «образовавшийся вакуум» после денонсации договора нужно заполнять. Он также обратил внимание на то, что никто из представителей западных стран не осудил атаку беспилотников на Москву 30 мая. Более того, официальный представитель правительства Германии Штеффен Хебештрайт заявил, что в соответствии с международным правом удары ВСУ по территории России являются законными.
План мирного урегулирования российско-украинского конфликта предложил министр обороны Индонезии Прабово Субианто на конференции по безопасности в Сингапуре. Он включает: прекращение огня, отвод войск на 15 км от текущих позиций, размещение миротворческих сил в демилитаризованной зоне, организацию референдума на спорных территориях. Субианто считает, что эти меры «продемонстрировали свою эффективность в ходе истории». В качестве примера он привел Корейский полуостров.