Фото Агентство «Москва»
На прошлой неделе Центробанк (ЦБ) снова был одним из главных ньюсмейкеров. В четверг глава ЦБ Эльвира Набиуллина представила на совместном заседании комитетов Госдумы Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящую трехлетку.
И вновь обсуждалась проблема кадрового дефицита, угрожающего по итогам особой экономической многоходовки ускорением инфляции.
«Когда обостряется конкуренция за одни и те же рабочие руки, рост производительности отстает от повышения заработных плат», – пояснила Набиуллина. И если все дополнительные доходы граждан будут направлены на потребление, то это, по ее словам, приведет только к подорожанию товаров и услуг.
В экспертном сообществе, впрочем, есть и альтернативный взгляд на ситуацию. Например, Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН ранее обнародовал презентацию, из которой следовало, что доля зарплат работников в структуре затрат предприятий в течение последних примерно 10 лет не росла, а, наоборот, сокращалась; соответственно снижалась доля оплаты труда и в структуре ВВП.
В итоге в ИНП РАН вопреки всем опасениям чиновников Центробанка настаивают, что «у нас есть резервы для повышения доли оплаты труда в структуре затрат».
В Центробанке между тем привели еще один аргумент в пользу повышения ключевой ставки: ослабление рубля в последние месяцы во многом отражало перегрев внутреннего спроса, экспорт сокращался в объемах, падали цены на сырье, одновременно быстро восстанавливался импорт. Зато уже по итогам октября рубль, как сообщили в ЦБ, «впервые в 2023 году существенно укрепился». И этому «способствовали повышение ключевой ставки Банка России, а также увеличение продажи валюты экспортерами», отметили в ЦБ.
Если в начале октября курс доллара достигал 100 руб. и выше, то в конце октября – начале ноября курс уже составил около 92–93 руб. за 1 долл. Так что регулятор намерен во что бы то ни стало вернуть инфляцию к цели в конце 2024 года, а для этого придется поддерживать жесткую денежно-кредитную политику в течение нескольких кварталов, сообщила также Набиуллина.
Как же в таких условиях обеспечивать экономический рост? Нужно повышать производительность труда, уточнила глава ЦБ. Сложность, однако, в том, что это требует и доступного финансирования, и оборудования, и опять-таки квалифицированных работников, управленческих кадров.
Кроме того, на прошедшей неделе состоялся трехдневный форум инновационных финансовых технологий Finopolis. На нем обсуждались перспективы искусственного интеллекта (ИИ) на финансовом рынке. ЦБ, по крайней мере пока, не собирается «идти огнем и мечом на ИИ», несмотря на все риски. А их, к слову, немало: фальсификация данных, предвзятость решений, подверженность манипуляциям, усугубление, а не преодоление кризисов.
Многое зависит от того, кому именно будет подчиняться ИИ, на каких данных он станет обучаться и с какой целью. Можно полагать, что тот, кто первым возглавит процесс внедрения ИИ в экономике, и будет диктовать отраслям все правила.
Другой темой инновационного форума стали успехи по тестированию цифрового рубля: с ним в рамках пилотного проекта уже совершено более 10 тыс. операций. Наконец, спикеры уделили внимание новому будущему нацпроекту «Экономика данных», а также планам правительства создать специальную государственную фабрику больших данных. Там, как рассказал министр цифрового развития Максут Шадаев, будут аккумулироваться не только сведения, уже доступные разным органам власти, но и информация, которую государство будет забирать у бизнеса «на определенных условиях».
Обсуждался на прошедшей неделе и особый экономический путь России. В Челябинске прошел первый Русский экономический форум, одним из организаторов которого выступил Всемирный русский народный собор. Центральная тема – развитие суверенной экономики РФ в XXI веке.
Как сообщается на сайте форума, принципиальное решение организаторов – обсудить задачи, стоящие перед страной, без так называемых иностранных инвесторов, «которые годами спекулировали на нашем финансовом рынке и выкачивали из России колоссальные ресурсы». Ожидается, что форум будет теперь ежегодным.
Одним из участников этого форума стал глава Минэкономразвития Максим Решетников. Он сообщил, что «российская экономика прошла самый сложный этап – этап восстановления». «Ее дальнейший рост зависит от регионов, работы с инвесторами на местах, инфраструктурных проектов, новых технологий и повышения производительности труда на предприятиях, комфортных условий для малого бизнеса, вопросов подготовки кадров», – перечислил Решетников.
Министр указал и на новые вызовы, они сводятся к тому, что нам предстоит развивать экономику в условиях высоких процентных ставок и непростого доступа к капиталу. «Знаю, что сегодняшний форум станет площадкой для выработки решений», – добавил Решетников. Вне зависимости от того, что имел в виду сам министр, такая ремарка со стороны казалась не чем иным, как камнем в огород Центробанка.