0
1436
Газета В мире Интернет-версия

01.12.1999 00:00:00

Феномен "незнаменитой" войны

Олег Ржешевский

Об авторе: Олег Александрович Ржешевский - заведующий отделом истории войн и геополитики Института всеобщей истории РАН, профессор.


Финские лыжники в прифронтовой полосе. Они были экипированы лучше, чем советские солдаты, но войну проиграли.
Фото из сборника "Зимняя война 1939-1940"

РАННИМ утром 30 ноября 1939 года советско-финская граница взорвалась артиллерийской канонадой, под прикрытием которой части Красной Армии перешли границу и развернули наступление в глубь финской территории. Так началась зимняя война с Финляндией, которая продолжалась три с половиной месяца и закончилась подписанием 12 марта 1940 г. мира на советских условиях. По своей предыстории, особенностям боевых действий, международному резонансу и итогам это была необычная война. В памяти ее участников она осталась войной тяжелой, "незнаменитой", многие события которой были труднообъяснимы, что вызвало неослабевающий до сих пор интерес к ее истории.

Феномен этой войны прежде всего в том, что обе стороны стремились избежать столкновения.

В 1932 году СССР и Финляндия заключили договор о ненападении, который по советской инициативе вскоре был продлен до 1945 года (денонсирован в 1939 году). Период с 1937 по 1938 год характерен поиском невоенного компромисса на правительственном уровне. В 1938 году Москва предприняла экстраординарную инициативу, с тем чтобы добиться заключения между СССР и Финляндией пакта о взаимопомощи.

Документы того времени свидетельствуют, что СССР ставил своей целью укрепить военную безопасность северо-западных границ, и особенно Ленинграда, от которого до Финляндии было в то время 32 км. В Москве наиболее опасным считали не вероятность выступления самой Финляндии против СССР, а использование для этой цели ее территории западными державами. В Хельсинки политику СССР рассматривали преимущественно как враждебную с позиции угрозы "мировой революции", и в то же время велась пропаганда за Великую Финляндию с включением в нее советской Карелии. Часть финского истеблишмента склонялась к более сбалансированному политическому курсу по отношению к СССР.

Впервые о заключении пакта о взаимопомощи как конкретной политической цели упоминалось в документах под названием "Дело 7 апреля". В этот день у Сталина состоялась продолжительная беседа с руководителем советской внешней разведки в Финляндии Б.А. Рыбкиным, который под фамилией Ярцев значился вторым секретарем посольства СССР в Хельсинки. Поводом для встречи послужила квалифицированно подготовленная резидентурой справка о расстановке сил в правительстве Финляндии и перспективах отношений с этой страной. К предложению заключить с Финляндией договор о взаимопомощи Сталин добавил: "Гарантировать невмешательство во внутренние дела Финляндии". НКВД настаивал на жестких действиях, но вариант этого ведомства был отклонен Наркоминдел. Рыбкин и другие советские представители вели интенсивные переговоры с финскими лидерами, но те отклонили все советские предложения.

С началом Второй мировой войны СССР, защищая подходы к своим северо-западным границам, предпринял ряд чрезвычайных мер, ныне осуждаемых некоторыми "правоведами". Используя договоренности с Германией по секретному протоколу к советско-германскому пакту о ненападении, СССР в конце сентября - начале октября заключил военные соглашения с Латвией, Литвой, Эстонией и на их основе разместил в этих странах свои войска.

Затем последовал заключительный тур переговоров, которые с перерывом велись с 12 октября до 9 ноября. Советскую делегацию возглавлял Сталин, финскую - посол, будущий президент Финляндии Юхо Паасикиви. 14 октября после очередного отказа заключить договор, аналогичный тому, что был подписан с прибалтийскими государствами, финской делегации была направлена Памятная записка. В ней фактически содержалось требование передать СССР ряд островов Финского залива, часть Карельского перешейка, полуостров Рыбачий и предоставить в аренду часть полуострова Ханко. В качестве компенсации Финляндии предлагалась вдвое большая территория в Восточной Карелии. "Поскольку Ленинград нельзя переместить, - говорил финской делегации Сталин, - мы просим, чтобы граница проходила на расстоянии 70 километров от Ленинграда... Мы просим 2700 кв. км и предлагаем взамен более 5500 кв. км". В последний момент советская сторона ограничила свои требования, но сторонники твердой линии в Финляндии под давлением западных держав завели переговоры в тупик. Тем временем стороны уже наращивали военные силы в приграничной полосе. Возросла напряженность на самой границе. 26 ноября последовал "инцидент в Майниле" - обстрел, как сообщило московское радио, советского населенного пункта финской артиллерией. Историки до сих пор спорят, что же в действительности произошло в Майниле? Ни новых доказательств в пользу официальной советской версии инцидента, ни для ее опровержения пока не найдено.

30 ноября Нарком иностранных дел Вячеслав Молотов выступил с заявлением, в котором говорилось, что действия Красной Армии, вступившей на территорию Финляндии, явились вынужденным ответом на враждебную политику этой страны и направлены на обеспечение безопасности Ленинграда. Неожиданным стало сообщение о создании "народного правительства" Финляндии во главе с видным деятелем финской компартии и Коминтерна О.В. Куусиненом. 1 декабря это правительство, местом пребывания которого стал финский пограничный поселок Териоки, призвало финский народ приветствовать Красную Армию как свою освободительницу. Днем позже советское правительство подписало с правительством Куусинена договор о дружбе и взаимопомощи. Согласно конфиденциальному протоколу к договору предусматривалась передача СССР в аренду полуострова Ханко и размещение там до 15 тыс. советских войск. Этот договор также означал, что советское правительство отказывалось от каких-либо контактов с законным правительством в Хельсинки. Опережая события, отметим, что акция с правительством Куусинена окончилась неудачей, оно не нашло поддержки у населения Финляндии и сошло со сцены еще до окончания войны. В качестве контрмеры в Хельсинки обсуждался вопрос о формировании "русского альтернативного правительства" во главе с Александром Керенским или Львом Троцким, но решили не рисковать.

По большому счету Красная Армия была не подготовлена к войне. Имея превосходство в силах, она не была обучена действиям зимой в условиях болотисто-лесистой местности. Красноармейцы были из рук вон плохо одеты и обуты. Снабжение армии продовольствием оставляло желать лучшего. В ближнем огневом бою финны, имевшие на вооружении автоматы "Суоми", получали преимущество. Финская армия стояла на лыжах, и в этом также было ее превосходство. У нас слабо работала войсковая разведка. Сведения о системе обороны противника и ее главного рубежа - линии Маннергейма - были устаревшими и неполными.

Все это приходилось исправлять уже в ходе войны. Но еще более серьезным просчетом была недооценка противника. Сталин и большинство высшего командования были уверены, что для разгрома финской армии потребуются две-три недели. Был принят разработанный в Ленинградском военном округе "облегченный" план войны в основном силами округа - "план Мерецкова", названный так по имени командарма 2 ранга Кирилла Мерецкова в противовес плану, разработанному под руководством начальника Генерального штаба командарма 1 ранга Бориса Михайловича Шапошникова, требовавшего значительно больших усилий для достижения целей войны.

Действуя по "облегченному" плану, Красная Армия при поддержке Балтийского флота одновременно развернула наступление на всем 1500-километровом фронте.

Условно войну в Финляндии можно разделить на два периода: с 30 ноября 1939 г. до 10 февраля 1940 г. и с 11 февраля до 12 марта 1940 г. Начиная с 4-5 декабря обстановка на отдельных участках фронта, особенно на Карельском перешейке, где развернулось главное сражение, стала изменяться не в пользу советских войск. У главных укреплений линии Маннергейма они встретили упорное сопротивление финской армии, которая действовала активно и умело, охватывая открытые фланги советских подразделений и частей. Уверенность, что победа будет достигнута "малой кровью, могучим ударом" обернулась на поле боя рядом серьезных поражений и потерями.

В Москве, хотя и с запозданием, разобрались в обстановке и приняли решение приостановить наступление, чтобы возобновить его более крупными силами. 7 января 1940 г. для штурма линии Маннергейма был создан Северо-Западный фронт (командующий командарм 1 ранга Семен Константинович Тимошенко). При обсуждении дальнейших действий во многом вернулись к плану Шапошникова. Штурм линии Маннергейма было решено предпринять на Выборгском направлении и не допускать спешки при его подготовке. По своей общей численности и артиллерии финские войска уступали Красной Армии примерно в три раза, по танкам и авиации превосходство было абсолютным.

С началом советско-финской войны произошли серьезные изменения в международной обстановке. Во многих странах были развернуты кампании с осуждением Советского Союза и в поддержку Финляндии. СССР исключили из Лиги наций, чем она и закончила свое бесславное существование. США, Англия и Франция, некоторые другие страны предприняли ряд дискриминационных мер по отношению к СССР. Финляндии была организована финансовая, военная и в широких масштабах пропагандистская поддержка.

Однако во многом это была лишь внешняя сторона общей картины. Поддержку Финляндии скрытно, ограниченная советско-германским договором, демонстрировала и Германия. Молниеносный разгром вермахтом Польши, которой западные союзники не оказали практической военной помощи, "странная война", а точнее, их бездействие на Западном фронте создали, по мнению англо-французских стратегов, некую основу для их сближения с Германией на антисоветской основе. Союзники 19 декабря приняли решение направить в Финляндию экспедиционный корпус. В их штабах разрабатывались планы ударов силами англо-французских войск с севера на Ленинград и с юга на Баку с последующим развитием встречного наступления на Москву. Эскадрилья британских самолетов "Бленхейм" готовилась к бомбардировкам нефтепромыслов Кавказа. Баку рассчитывали разрушить за 15 дней, Грозный - за 12 и т.д.

"Проекты возможного мира распространялись за Ла-Маншем и германскими агентами, - писал французский дипломат Ж.Барду. - Мир был бы заключен за счет России, против которой сразу же после заключения перемирия выступил бы вермахт. Англия получила бы Туркестан. Границы Ирана и Турции оказались бы отодвинутыми до Каспийского моря. Италия имела бы долю участия в нефти, а Германия аннексировала бы Украину".

Создалась реальная угроза возникновения нового фронта Второй мировой войны, угрожающего Советскому Союзу, с вовлечением в него великих держав и Скандинавских стран. В Москве это понимали, как и то, что устранить эту угрозу может только завершение в короткие сроки войны с Финляндией.

11 февраля при поддержке флота развернулось наступление советских войск на Карельском перешейке. Оно велось в исключительно трудных условиях. Мороз достигал 40-45 градусов. Следует подчеркнуть, что в мировой практике не было случая, когда предпринимались наступления против таких долговременных укреплений, как линия Маннергейма. Осенью 1939 г. французы не рискнули наступать против линии Зигфрида, хотя основные силы германской армии были тогда задействованы в Польше. Немцы восемь месяцев простояли у линии Мажино и затем, весной 1940 г., обошли ее через Бельгию. Тимошенко уверенно руководил наступлением. В тяжелых боях, большими потерями линия Маннергейма к концу февраля была преодолена.

Финская армия, несмотря на поставки западного вооружения и техники, не смогла воспрепятствовать мощному наступлению Красной Армии. В то же время отправка экспедиционного корпуса союзников задерживалась. Швеция и Норвегия, несмотря на давление Лондона и Парижа, отказались пропустить его через свою территорию.

4 марта главнокомандующий вооруженными силами Финляндии маршал Карл Маннергейм высказал правительству мнение, что дальнейшее продолжение войны становится бессмысленным. Переговоры при содействии правительства Швеции начались в Москве 7 марта. 12 марта был подписан мирный договор. 13 марта прекратились военные действия, которые были ожесточенными до последнего часа. Условия мирного договора были продиктованы и ужесточены. В пределы СССР вошли: Карельский перешеек с городом Выборгом, район Куолаярви, ряд островов в Финском заливе, а также части полуостровов Рыбачьего и Среднего. Финляндия сдавала Советскому Союзу в аренду на 30 лет полуостров Ханко для создания там военно-морской базы, которая должна была прикрывать вход в Финский залив. Все это существенно улучшало стратегическую обстановку в Балтийском море и на Севере при необходимости отражения возможной агрессии. Война показала необходимость принятия кардинальных мер для повышения боеспособности Красной Армии, привела к крупным переменам в военном строительстве, что способствовало укреплению обороны СССР и защите Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Но Финляндия после нападения Германии на СССР выступила на стороне нацистских агрессоров.

Самыми тяжелыми последствиями войны были людские потери. В Красной Армии убитые, пропавшие без вести, пленные составили около 127 тыс. человек, в финской армии - более 23 тысяч.

Пленных красноармейцев и командиров Красной Армии было около 6 тыс. Практически никто из них не сдался в плен добровольно. 152 красноармейца были "распропагандированы" и завербовались в "Освободительную армию России". Финнов в советском плену было около 1100 человек. Отношение к ним было довольно сносным. На родину возвратились 847 человек. 20 человек остались в СССР.

Самое худшее ожидало советских военнопленных после их возвращения на Родину. Особенно свирепствовал Лаврентий Берия. 414 человек, обвиненных его аппаратом "в активной предательской работе в плену и завербованных финской разведкой для вражеской работы в СССР", были арестованы, 232 - приговорены к расстрелу.

Еще одним феноменом Финской войны явилось то, что как одна, так и другая противоборствующая сторона считали ее справедливой, а окончание достойным. Советский Союз укрепил свои северо-западные рубежи. Финляндия сохранила независимость.

(О военных аспектах зимней войны см. также в НВО # 46 от 26.11.99)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Михаил Сергеев

Мир погружается в период недоверия, непредсказуемости и нестабильности

0
779
Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Анастасия Башкатова

Из-за инфляции в 2025 году не обойтись без дополнительной индексации выплат

0
1045
В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

Ольга Соловьева

Дефицит кадров в промышленности предлагают устранить увеличением налогов для самозанятых

0
1234
Человека все равно жалко

Человека все равно жалко

Евгений Лесин

Новый поэтический сборник Андрея Чемоданова можно не только читать, но и слушать

0
727

Другие новости