0
750
Газета В мире Интернет-версия

19.02.2000 00:00:00

Что ждет Пиночета в Чили

Тэги: Пиночет


БРИТАНСКИЙ министр внутренних дел Джек Строу не обусловил возможное освобождение по состоянию здоровья Аугуста Пиночета никаким обязательством со стороны Чили провести суд над бывшим диктатором. В принципе такое условие могло бы быть выдвинуто, поскольку чилийские законы не освобождают от подсудности по состоянию здоровья, которое может учитываться лишь при вынесении приговора.

В Чили, где правительство резко выступило против нарушения "юридического суверенитета" и потратило немало сил, добиваясь возвращения Пиночета на родину и доказывая, что в стране есть все условия для осуществления правосудия, перспектива судебного разбирательства на самом деле весьма проблематична. С одной стороны, имеются определенные формальные предпосылки для проведения процесса. Судья Хуан Гусман, которому поручено подготовить необходимые материалы, уже собрал 53 заявления, 32 из которых могут быть приняты к производству (геноцид, пытки, похищения людей и другие преступления против человечности). Остается лишь обратиться в Национальный конгресс (парламент) с просьбой лишить Пиночета парламентской неприкосновенности, что Гусман и обещал сделать сразу же по возвращении пожизненного сенатора на родину. Однако, с другой стороны, политическая ситуация, в отличие от чисто юридической, остается здесь весьма запутанной, и не исключено, что именно она повлияет непредсказуемым образом на тот или иной исход дела Пиночета.

"Комплекс Пиночета" до сих пор не изжит в Чили. Левые партии, жертвы военного режима, объединение родственников исчезнувших и арестованных, объединение родственников казненных политзаключенных до сих пор не смогли добиться изменения созданной при правительстве Пиночета Конституции, которая обеспечила ему пожизненное сенаторство и во многом ограничивает чилийскую демократию. А сторонники бывшего диктатора не обладают достаточной силой, чтобы прийти к власти и затормозить нежелательные, с их точки зрения, процессы в экономике и социальной политике. Неустойчивое равновесие двух основных общественных тенденций наглядно проявилось во время недавно закончившейся избирательной кампании: оба кандидата в президенты - и социалист Рикардо Лагос, и кандидат от правых партий Хоакин Лавин, входивший в свое время в правительство Пиночета, - избегали затрагивать болезненный для всех вопрос о Пиночете. Лагос ограничивался общими заявлениями, что его правительство не будет оказывать давления на суд, если Пиночет вернется в страну. Лавин же попросту призывал смотреть не в прошлое, а в будущее. Силы соперников были примерно равны, и никто из них не хотел рисковать, не хотел оттолкнуть возможных избирателей неосторожным словом или резким заявлением по вопросу, по которому чилийское общество разделено на два лагеря довольно причудливым образом.

Лагос, победивший во втором туре с весьма незначительным преимуществом, по-прежнему уклоняется от каких-либо оценок и не входит в обсуждения возможного развития дела Пиночета. Но вот уже менее понятный парадокс: Лавин сказал недавно, что не поедет в аэропорт встречать Пиночета, а Лагос - что поедет, "если будет необходимо" (не пояснив, правда, какую необходимость он имеет в виду).

Статус встречи в аэропорту был определен как неофициальный. Однако высшие чины армии, а также некоторые члены парламента собираются встречать бывшего главу военной хунты. Предусмотрены торжественные рукопожатия.

Все дальнейшие заботы о Пиночете взяла на себя армия. Прямо из аэропорта он будет доставлен на вертолете в военный госпиталь, где в течение нескольких дней пройдет обследование. Пребывание в госпитале может затянуться, если судья Гусман потребует проведения медицинской экспертизы. Затем предполагается отвезти Пиночета в его загородный дом в Лос-Больдосе, на побережье Тихого океана.

А тем временем Национальный конгресс должен будет рассмотреть вопрос о лишении Пиночета иммунитета, что произойдет после окончания парламентских каникул - не раньше марта. Этот этап является в каком-то смысле ключевым, ибо от решения конгресса зависит, состоится ли суд над Пиночетом. В сложившейся ситуации суд важнее приговора, поэтому именно в этой точке можно ждать наиболее резкого столкновения противоборствующих сил.

Предполагается, что предложение о лишении Пиночета парламентской неприкосновенности встретит в высшей палате - сенате - наибольшее сопротивление со стороны назначенных сенаторов, в частности, бывших командующих родами войск и корпусом карабинеров. Однако и сохранение иммунитета будет противоречить требованиям вернуть Пиночета под крыло отечественной юрисдикции, с которыми многие законодатели выступали в течение долгих пятнадцати месяцев.

Пикантность ситуации усугубляется тем, что, несмотря на все старания Строу, старческое слабоумие Аугусто Пиночета стало секретом полишинеля, так что и оставлять его в парламенте тоже как бы не с руки.

Сантьяго


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1541
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1741
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1846
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4201

Другие новости