0
881
Газета В мире Интернет-версия

11.08.2000 00:00:00

Айварс Лембергс: Надо вместе решить накопившиеся проблемы

Тэги: латвия, лембергс


латвия, лембергс Айварс Лембергс.

- ГОСПОДИН ЛЕМБЕРГС, как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию в отношениях между Россией и Латвией?

- Если смотреть правде в глаза, то надо честно и откровенно признать, что с момента провозглашения Латвией независимости и в 1991 году и до настоящего времени идет процесс свертывания наших политических и экономических отношений. В середине 90-х годов, как вы помните, была попытка подготовить целый ряд договоров и межправительственных соглашений, ставящих своей целью сдвинуть ситуацию с мертвой точки, но это движение навстречу друг другу в силу ряда причин остановилось. Негативную роль, разумеется, сыграли и разрушительные последствия экономического кризиса в России в августе 1998 года, вогнавшие наши торгово-экономические связи в затяжной штопор, из которого мы до сих пор не можем выйти. Тот факт, что доля России во внешнеторговом обороте Латвии составляет всего лишь 7%, говорит сам за себя.

- Свято место, как известно, пусто не бывает. И кто же занял место России?

- Прежде всего Германия и другие страны ЕС. Это уже становится устойчивой тенденцией. Конечно, с улучшением ситуации в российской экономике положение дел может измениться к лучшему. Оздоровление российского рынка, рост платежеспособности населения вселяют некоторый оптимизм. Хотя надо честно признать, что достичь высокого уровня торгового оборота между нашими странами будет очень нелегко.

- На состоявшемся недавно в Москве семинаре по российско-латвийским экономическим отношениям многие эксперты говорили о перспективности взаимоотношений наших стран в сфере транзита. Что вы думаете по этому поводу?

- Я считаю транзитный бизнес ключевым звеном наших экономических связей. Именно евразийские мультимодальные транспортные системы, которые соединяют Западную Европу с Россией, Украиной, Белоруссией, государствами Средней Азии, а через Транссибирскую магистраль - с Японией и Китаем, во многом будут определять векторы экономического сотрудничества в XXI веке. Это, без преувеличения сказать, одна из тех немногих, если не единственная, возможностей выйти из тупика, в котором оказалось сотрудничество наших двух стран в сфере экономики. На мой взгляд, России весьма выгодно использовать исторически сложившуюся в Латвии транспортную инфраструктуру для продвижения своих товаров на Запад. Но пока, к сожалению, прогресса в этом направлении не наблюдается. Если дело пойдет так и дальше, то мы можем оказаться странами, имеющими общую границу, и не более того.

- Кто же виноват в сложившейся ситуации?

- Тут надо иметь в виду следующее обстоятельство. В любых взаимоотношениях - как между странами, так и между людьми - тот, кто больше, сильнее, должен быть умнее, сдержанней и дальновидней. К сожалению, большая и сильная Россия и маленькая Латвия часто проявляли и проявляют одинаковую несдержанность и нервозность, особенно когда производятся "раскопки" близких и давних исторических событий чаще всего негативного содержания. Взять, к примеру, факт судебного разбирательства над партизаном Василием Кононовым. Как известно, и окружной и Верховный суд Латвии оправдал его, посчитав, что состава преступления в его действиях не было. Этот факт почему-то никак не освещался в российских СМИ, но зато какую резкую негативную реакцию в прессе и на телевидении вызвало заключение Кононова под стражу. Моя точка зрения состоит в том, что негуманно в период следствия сажать за решетку старого человека, но я также и решительный противник того, чтобы судебное разбирательство так откровенно и целенаправленно использовалось в чисто политических целях.

Или еще такой пример. Год назад, вскоре после своего избрания на пост президента Латвии, госпожа Вайра Вике-Фрайберга многократно выступала с предложениями по улучшению латвийско-российских отношений на принципах уважения суверенитета, равноправия, территориальной целостности и других постулатов мирового цивилизованного сообщества. Она заявила тогда, что готова встретиться с российским руководством, чтобы обсудить интересующие обе стороны проблемы. Но, к сожалению, ее призывы так и не были услышаны. Но когда г-жа Вике-Фрайберга в одном из интервью сказала, что побаивается большого соседа, который оставляет без ответа ее инициативы, реакция руководства Государственной Думы, МИДа и других политических институтов России была чрезмерно эмоциональной и порой даже некорректной.

- Получается, что только российская сторона не хочет развивать отношения с Латвией?

- Это не так. Я считаю, что латвийские политики наравне со своими российскими коллегами должны разделять ответственность за сложившуюся ситуацию. Я заметил, что, как только в отношениях между нашими странами пробиваются первые ростки доверия и взаимопонимания, у нас в сейме рядом депутатов вновь на щит поднимается вопрос об оккупации 1940 года. Вместо того чтобы раз и навсегда подвести черту под грузом прошлого, каким бы порой тяжелым оно ни было, и поработать на будущее - вновь муссируется вопрос об объявлении 17 июня - дня, когда советские войска вошли в Латвию, - днем оккупации. Если иметь в виду, что в свое время Латвия была оккупирована и немцами, и французами, и шведами, и поляками, и датчанами, то сколько же тогда дней должны быть скорбными датами в нашей республике? Нельзя жизнь превращать в сплошной траур. Это не путь к согласию и развитию добрососедских отношений, особенно в экономической сфере.

- Вы говорили о перспективах транзитного бизнеса, выгодного для экономик наших стран. Но ведь Россия строит свой крупный порт на Балтике - Приморск. Получается, что в ее планы не входит использование портовой инфраструктуры Вентспилса, Риги и Лиепаи, на что рассчитывают латвийские предприниматели...

- Видите ли, если рассматривать этот вопрос с точки зрения времен "холодной войны", то сформулировать данную проблему надо следующим образом: мой порт тот, который контролирует мой солдат, мой танк, моя ракета. До 1990 года дела обстояли именно так. Но если подходить к вопросу цивилизованно и рационально, то получается следующее: мой порт тот, который оказывает мне услуги быстрее, качественнее и дешевле. Вот вы скажите, какой самый крупный порт Германии?

- Гамбург или Киль, наверное?

- Ошибаетесь. Главный порт Германии - Роттердам, находящийся, как известно, в Нидерландах. Вообще, страны Бенилюкса являются главными морскими воротами Германии, и это никак не влияет на национальное самочувствие немцев, не вызывает у них раздражения и обиды.

Приморск, конечно, политический проект. А политика далеко не всегда играет на руку экономике. Давайте порассуждаем. Советский Союз мог построить нефтеналивные терминалы и под Ленинградом, и в Эстонии, и в Литве, и в Калининграде - выбор был. Но построили в Вентспилсе. И не потому, что московским властям так уж понравился Вентспилс. Он был выбран потому, что по технико-экономическим обоснованиям был самым выгодным вариантом. И я считаю неверным утверждение о том, что с распадом СССР Россия потеряла порты - напротив, она их приобрела. Сегодня российский товаропроизводитель может выбрать любой порт, руководствуясь соображениями выгоды. И если российский бизнесмен выбрал, например, латвийский порт, значит, это ему выгодней. А где находится порт - в России или в Прибалтике - все равно.

- Но в реальной жизни не всегда все получается по уму...

- Не всегда. Вы правы. Для рыночной экономики очень важно придерживаться одинаковых правил игры, равных условий для всех субъектов экономических отношений. Для прокачки нефти, например, нужны единые тарифы. Нельзя для Украины устанавливать один тариф, для Белоруссии другой, для Латвии - третий. В результате экономических санкций 1997-2000 годов, когда Россией были подняты железнодорожные тарифы на латвийском направлении, стоимость перевозок на Латвию и из Латвии в расчете на одну тонну выросла на 5-20 долларов в зависимости от расстояния до завода-изготовителя. В то же время на других направлениях тарифы остались без изменений, что сделало транзит через Латвию более дорогим. Такие непредсказуемые действия России вызывают тревогу и сомнения и у других ее партнеров, и они постепенно начинают искать обходные пути для доставки нефти, газа и других товаров в Западную Европу, о чем свидетельствует, например, строительство Евросоюзом так называемого "Южного шелкового пути" в обход российской территории.

- То есть говорить о равных условиях конкуренции не приходится?

- Пока, к сожалению, нет. И тут опять политика берет верх не только над экономической целесообразностью, но и над самим здравым смыслом. Как вы помните, экономические санкции 1998 года были введены под лозунгом защиты русскоязычного населения Латвии. Что же в итоге получилось? Сокращение объема транзита через Латвию наиболее болезненно ударило прежде всего по русским, так как в транспортной инфраструктуре, а это железная дорога, порты, склады и терминалы, они составляют 80% работающих. Из-за уменьшения объема грузопотоков Латвийская железная дорога была вынуждена уволить 5 тысяч человек, 4 тысячи из которых являются представителями русскоязычного населения. Вот вам и "защита" прав и интересов соотечественников.

- Но не станете же вы утверждать, что нет проблем в сфере прав человека у русскоязычного населения Латвии?

- Эти проблемы постепенно решаются. К примеру, принят новый Закон о гражданстве. Если раньше для того, чтобы стать латвийским гражданином, надо было прожить в республике определенное количество лет, то теперь эта норма упразднена. Закон о языке, вступивший в силу год тому назад, полностью соответствует требованиям ОБСЕ. Сегодня можно со всей уверенностью говорить, что процесс приведения латвийского законодательства в соответствие с общепризнанными нормами международного права дает свои позитивные результаты.

Нам надо вместе активно работать над решением накопившихся проблем. У России новый, динамичный и трезвомыслящий президент, с именем которого у нас, в Латвии, связывают серьезные надежды на нормализацию отношений между нашими странами. Как никогда ранее сегодня у нас появилась реальная возможность значительно продвинуться на многих направлениях политического и экономического сотрудничества, в области науки, культуры и образования. Важно не упустить этот уникальный шанс.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1461
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1665
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1771
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4084

Другие новости