0
908
Газета В мире Интернет-версия

08.09.2000 00:00:00

Личный интерес - сильнее идеологий

Гэри Бэкер

Об авторе: Гэри С. Бэкер - нобелевский лауреат по экономике, профессор экономики и социологии в Университете Чикаго, старший научный сотрудник в Институте Гувера в Стэндфордском университете. Copyright: Project Syndicate.

Тэги: Никсон, де Голль, Шредер


"Только де Голль мог освободить Алжир; только Никсон мог договориться с Китаем". За этими лозунгами скрывается один заслуживающий внимания принцип: личный интерес зачастую побуждает политические партии радикально отклоняться - и даже отказываться - от их традиционных идеологий. Это "знание" полезно при изучении действий европейских правительств (в особенности) и теперь уже многих правительств по всему миру, относящих себя к лагерю социалистов и принадлежащих к левому крылу.

В конце пятидесятых Франция находилась на грани гражданской войны из-за вопроса о статусе Алжира. Шарль де Голль, отстраненный от власти в 1946 году, был призван назад на Елисейские Поля для того, чтобы вывести Францию из этого тупика. Патриотизм де Голля сыграл решающую роль - он, казалось, был единственным, кто был в силах действительно освободить Алжир.

Установление дружественных связей в конце шестидесятых между Китаем, находящимся тогда под руководством Мао, и Америкой было возможно только потому, что Китай был вовлечен в политический и военный конфликт с Советским Союзом. Американские демократы знали об этом не хуже республиканцев, но президент Джонсон сторонился контактов с Китаем потому, что его партия была якобы лояльной к коммунизму. Только такой преданный антикоммунист как Никсон сумел обрести достаточно поддержки у правого крыла и получить добро на посещения Китая, чтобы инициировать сотрудничество между двумя странами против их общего врага в Кремле.

Экономика не имеет иммунитета к этой тенденции. Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер преуспели в понижении налога на прибыль, приватизации государственных предприятий, оказании влияния на ослабление профсоюзов и предоставлении меньшей роли самому правительству. Популярность и успех их программ побудил либеральные, рабочие и социал-демократические правительства в разных странах развивать политику свободной торговли в пику своим традиционным идеологиям. В большинстве случаев только такие партии имеют достаточно политической поддержки "слева" - именно то, что им необходимо для удачного проведения насущных реформ на рынке труда и в других областях.

Рыночные преобразования, начатые левыми, впервые имели место в 1984 году в правительстве Новой Зеландии, которое приняло закон, позволивший трансформировать прежде изолированную нацию в одно из государств с наиболее либеральной экономикой. Новозеландские лейбористы приватизировали почтовую сеть и многие другие государственные предприятия, перестроили систему труда - высоко централизованная коллективно-договорная система была заменена такой, при которой работодатели получили дискретное право принимать, увольнять и платить зарплаты, определенные рынком.

Демократическая партия США в прошлом решительно поддерживала большой штат правительства, но при президенте Клинтоне демократы, взяв на заметку факт популярности республиканцев, начали выступать за ослабление патернализма и примкнули к сторонникам идеи сокращения правительства. Это был Клинтон - не Буш и не Рейган, кто провозгласил конец эры "больших" правительств, находясь во главе администрации, радикально изменившей традиционные позиции демократов в отношении таких вопросов, как всеобщее благосостояние, сбалансированные бюджеты, сокращение государственного долга и поощрение бизнеса.

Наглядный пример похожего развития можно найти, анализируя экономическую политику Мексики в 1980-х и 1990-х годах. Институционная революционная партия (PRI), пребывающая у власти на протяжении семи десятилетий (вплоть до недавнего ее проигрыша президентства Винценту Фоксу), твердо отстаивала позиции правительства в безраздельном контроле над тяжелой промышленностью, а также в эксклюзивном праве на импорт с целью защиты отечественных компаний и строгом управлении рынками труда и финансов. Однако, начиная с президента Мигуэля де ла Мадрида в начале 1980-х, PRI в ответ на критику низких экономических показателей со стороны приверженцев свободной экономики распродала большое количество принадлежащих правительству предприятий, частично приватизировала систему социального обеспечения и активно пропагандировала соглашение о свободной торговле со своим большим "врагом" на севере - США. Итак, президенту Фоксу необходимо только содействовать начатым преобразованиям, а не изобретать что-то новое.

Сенат Аргентины недавно отреагировал на высокий уровень безработицы, утвердив проект закона, который ограничивает власть профсоюзов и предоставляет больше свобод работодателям в регулировании процесса занятости. Данная реформа является "делом рук" нового левоцентристского правительства Фернандо де ла Руа - это после провала попыток реформировать рынок труда предыдущим консервативным правительством Карлоса Менема.

К примерам теорий "де Голль/Алжир" и "Никсон/Китай", представляющим наибольший интерес, можно, по всей видимости, отнести перемены, произошедшие за последнее время в политике как Германии, так и Франции. Обе нации едва справлялись с безработицей и испытывали медленный рост в 1990-х из-за жестких правил в управлении рынком труда и прочими рынками. Судя по результатам проведенных реформ, консервативным правительствам этих стран нечем гордиться, кроме разве что многословной риторики. Жоспену и Шредеру была предоставлена власть "в обмен" на обещания обуздать безработицу и повлиять на рост посредством более тесного вовлечения правительства в контроль за экономикой.

Каждый из этих режимов действительно начинал с предписания дополнительных функций правительству (здесь следует упомянуть закон о введении 35-часовой рабочей недели во Франции). Но оба правительства - довольно скоро и уверенно - поменяли курс.

Герхард Шредер в Германии существенно сократил корпоративные налоги, поддерживает компании-"новички" и обещает также разработать облегченную систему налогообложения, применяемую к частным пенсионным фондам. Французский премьер Жоспен тем временем либерализовал рынок труда, популяризовав частичную занятость, увеличил масштаб приватизации и развил финансовую систему с ограниченным контролем над ней правительства, поставив ее тем самым на конкурентный уровень по мировым стандартам.

Если Никсону удалось договориться с коммунистическим Китаем и де Голль сумел разрешить алжирский кризис, то для социалистов путь к свободному рынку и низким налогам не должен быть сопряжен со сравнительно большими трудностями. В политике, так же как в жизни, идеология обычно уступает личному интересу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
989
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
972
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1236
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1005

Другие новости