0
921
Газета В мире Интернет-версия

15.02.2001 00:00:00

Взгляд из Белграда на Гаагский трибунал

Алекса Джилас

Об авторе: Алекса Джилас - югославский политолог, в прошлом сотрудник Гарвардского университета, сын известного диссидента Милована Джиласа.

Тэги: экстрадиция, Югославия, Милошевич, дель Понте


Согласно опросам общественного мнения в Сербии, многие люди считают, что Международный суд над бывшей Югославией является политическим инструментом для удара по сербам. И потому они выступают против экстрадиции осужденных - включая экс-президента Слободана Милошевича и передачи его Международному трибуналу по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге. Когда главный обвинитель трибунала Карла дель Понте (Carla del Ponte) прибудет в Белград в этот вторник, вряд ли ей будет оказан теплый прием.

Демократические политики повсюду борются за поддержку этнических лобби. Чтобы приобрести кубинские голоса во Флориде, американские политики сурово осуждают Фиделя Кастро; чтобы обеспечить голоса евреев в Нью-Йорке, они мягки в своих заявлениях по отношению к Израилю. Одновременно с этой игрой политики Соединенных Штатов (как демократы, так и республиканцы) требуют, чтобы президент Югославии Воислав Коштуница безоговорочно сотрудничал с Гаагским трибуналом.

Тем не менее Коштуница очень тонкий политик. Он знает, что хотя сербское лобби слабо в Соединенных Штатах, оно очень сильно в Сербии. Серьезно учитывая настроение своих избирателей, Коштуница критически относится к деятельности трибунала и оказал сдержанный прием г-же дель Понте.

Задолго до гражданской войны в бывшей Югославии я пришел к выводу, что миру необходим Международный суд, который выносил бы приговоры правительствам и командующим армий за военные преступления, за преступления против человечности, за геноцид. Но с момента образования в 1993 году Международного трибунала по бывшей Югославии Советом безопасности ООН я разочаровался в этой идее. Я чувствовал себя, как некоторые убежденные коммунисты, которые в 1930-х годах вдруг осознали, что в Советском Союзе существует террор.

Почему происходят такие перемены в душе? Биляна Плавшич, профессор биологии, лидер боснийских сербов, недавно предстала перед Гаагским трибуналом по обвинению в геноциде. Но обвинители просто перечисли обвинения по преступлениям, совершенным боснийскими сербами, которые были известны уже много лет. Не было представлено ни малейших новых данных, ни последних доказательств.

Когда г-жа Плавшич была прозападным президентом сербской части Боснии - в 1996-1998 годах - и конфликтовала со своими более националистическими коллегами по руководству Республикой Сербской, на Западе ее приветствовали как демократа и защитницу толерантности. Помню, как президент Жак Ширак поцеловал ей руку при входе в Елисейский дворец. Вспоминаются сталинские чистки: сегодня ты - Герой Советского Союза, а завтра тебя расстреляют как врага народа.

27 мая 1999 года, в разгар бомбовых атак НАТО, предшественница г-жи дель Понте на посту главного прокурора МТБЮ канадка Луиза Арбур выдала ордер на арест президента Слободана Милошевича. Обвинительный акт был основан на данных об изгнании и убийствах албанцев в Косово, собранных американской и британской разведывательными службами. Милошевича можно было привлечь к суду трибунала много лет назад за войну в Боснии. Но госдепартаменту США была нужна его поддержка мирным соглашениям в Дейтоне в 1995 году, и преступления Милошевича на тот момент были чудесным образом "забыты".

Вскоре после того как была дана санкция на арест Милошевича, я слышал в Белграде, что американские официальные лица угрожали обвинительным актом Вуку Драшковичу, одному из лидеров оппозиции, за непродолжительное участие полувоенного формирования под его покровительством в войне 1991 года в Хорватии. Кажется, американцы говорили примерно следующее: прекрати конфликтовать с другими лидерами оппозиции, иначе мы предъявим тебе обвинение.

Как быть с теми сербами, которые спрашивают: почему никогда не предъявлялось обвинение Франьо Туджману (умершему уже президенту Хорватии)? При его правлении почти полмиллиона сербов были изгнаны из Хорватии; он также отправлял части на войну в Боснию для разделения боснийской территории.

Как быть с Алией Изетбеговичем, бывшим мусульманским президентом Боснии, который никогда не хотел, чтобы Босния была многоэтничной (мусульмано-сербо-хорватской), а стала бы первым мусульманским государством в Европе? При его правлении Сараево было "очищено" от большинства проживающих там сербов и хорватов.

Как быть с Хашимом Тачи, молодым лидером Освободительной армии Косово (ОАК)? Когда в июле 1999 года сербские войска выходили из Косово и туда входили войска НАТО, на деле именно ОАК стала хозяином положения. С тех пор ее боевики разрушили десятки сербских православных храмов и монастырей, убили сотни граждан и изгнали практически всех сербов и других неалбанцев из Косово.

И последнее - по порядку, но не по значению. Можно ли проигнорировать вопрос об ответственности НАТО? Несколько тысяч граждан Сербии погибли во время бомбежек НАТО. Может оказаться, что боеприпасы с обедненным ураном, применявшиеся альянсом во время войны в Косово, излучают смертельную дозу радиации и что некоторые военачальники и политики знали об этом. Нанося бомбовые удары по объектам инфраструктуры Сербии, НАТО также нарушала статью 14 Протокола от 1977 года Женевской конвенции 1949 года, которая запрещает ведение атак против "объектов, необходимых для выживания гражданского населения".

Америка никогда не позволит провести независимый Международный суд над своими политическими лидерами и вооруженными силами. И ни одна сильная держава не допустит этого. Представитель Комитета по международным отношениям палаты представителей США ясно высказался на этот счет: "Скорее вы увидите, как по кирпичику разбирают здание ООН, чем пилотов НАТО перед трибуналом ООН".

Вместо того чтобы демонстрировать справедливость и укреплять правосудие, Гаагский трибунал стал жертвой политического давления и манипуляций. Обвиняя сербских лидеров в совершенных ими преступлениях, Гаагский трибунал не помогает сербам достичь морального самоочищения, а лишь усиливает антизападные настроения и ощущение гонимости, и без того сильное в Сербии.

Белград

╘ Copyright Project Syndicate


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1481
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1690
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1793
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4114

Другие новости