0
764
Газета В мире Интернет-версия

25.05.2001 00:00:00

Война за независимость продолжается

Василий Рогов

Об авторе: Василий Александрович Рогов - кандидат исторических наук.

Тэги: израиль, палестина, война


израиль, палестина, война

АМЕРИКАНЦЫ любят говорить, что история Ближнего Востока - это история упущенных возможностей. К сожалению, сегодня приходится согласиться с этим, прямо скажем, нерадостным выводом.

А ведь в 1990-х годах создавалось впечатление, что ближневосточный мирный процесс стал необратимым явлением и справедливое урегулирование в этом многострадальном районе земного шара уже не за горами. Многие обозреватели полагают сейчас, что политическое решение конфликта, как оно было замыслено договоренностями в Осло, по существу, недостижимо. Как отмечала газета "Джерузалем Пост" в середине апреля, мирный процесс в том виде, в котором мы его наблюдаем, мертв. По словам президента Мубарака, надежда, замаячившая на горизонте с подписанием в 1993 г. соглашений в Осло, угасла. Министр иностранных дел России Игорь Иванов заявил, что мирный процесс отброшен на рубежи, на которых он находился в период Мадридской конференции десять лет назад.

На Ближнем Востоке идет, по сути, скрытая война, число жертв которой уже исчисляется тысячами (только число убитых перевалило за отметку 500).

На задний план уходит первопричина конфликта: оккупация Израилем в течение многих десятков лет арабских территорий. Руководители израильского правительства постоянно повторяют один и тот же тезис: пока не прекратится насилие со стороны палестинцев, возобновление переговоров невозможно. Известный американский политолог Генри Сигман считает, что это условие премьера Израиля Ариэля Шарона равнозначно требованию к палестинцам "согласиться" на продолжение оккупации. "Неравенство в силах маскирует стремление Израиля использовать свою мощь для сохранения статус-кво. Оккупация редко рассматривается израильтянами и мировым сообществом как средство насилия, а палестинские выступления таковыми считаются.

Шарон, судя по его интервью газете "Маарив", не намерен возвращать палестинцам больше, чем 42% оккупированных территорий, категорически отказывается свертывать имеющиеся сейчас поселения на Западном берегу и в Газе. Глава израильского кабинета исходит из того, что жесткость его линии заставит палестинцев принять мир на продиктованных им условиях. В течение 10-15 лет, утверждает Шарон, цена на нефть упадет, и арабские страны окажутся в кризисе. Израиль же станет еще сильнее: он будет страной с процветающей экономикой, арабский мир будет переживать упадок.

Тревожит то обстоятельство, что идеи нынешнего премьер-министра считают заслуживающими доверия 70% израильтян. Шарон при этом постоянно утверждает, что война за независимость еще не закончена. Такого рода концепция настраивает лишь на продолжение силовых действий, но отнюдь не на поиски мира. Как писал один из американских обозревателей Уильям Плафф в начале мая, если война за независимость не завершена в умах израильтян, то мира не будет.

Данная тенденция весьма опасна. Она показывает, что Израиль и весь регион находятся на очень серьезной и судьбоносной развилке. Между тем, как отмечал американский журнал "Форрин Афферс", спираль продолжительной войны на истощение опасна не только для Израиля, но и для США. Исламский мир уже составляет 20% населения, в нем может родиться радикальное сопротивление. "Израиль, вероятно, нанесет поражение не палестинцам, а самому себе. Либеральные мечты отцов - основателей сионистского движения превратились в оккупацию, от которой трудно отказаться. В отличие от войн 1967 и 1973 г. Израиль сегодня сражается не с армией, а с угнетенным народом. Палестинцы и даже израильские арабы становятся врагами".

Журнал предупреждает, что палестинское сопротивление может оказаться удивительным. Израильтяне уже не осмеливаются появляться в арабских кварталах.

Все это превращает израильско-палестинскую конфронтацию в широкомасштабный конфликт начала XXI века, причем он грозит стать серьезнейшей проблемой нового тысячелетия, ибо помимо этнического противостояния между арабами и евреями здесь четко прослеживается противоречие между обедневшими палестинцами и богатеющими израильтянами. Арабо-палестинское противостояние таит в себе много других мин замедленного действия, чреватых далеко идущими последствиями, недооценивать которые не только близоруко, но и пагубно. Особое беспокойство вызывает растущая религиозная составляющая указанного противостояния. Шарон заявил о том, что Иерусалим находится в сердце еврейского народа, он принадлежит Израилю и никто не имеет права отказаться от Иерусалима или поделить его, при этом Шарон ссылается на то, что этот город 676 раз упомянут в Библии. Такого рода аргументация может привести к трагическим последствиям, что произойдет, если подобную позицию займут христиане и мусульмане, имеющие свои святыни в этом городе (кстати говоря, никто не отменял решение ООН 1947 г. о выделении Иерусалима в отдельную международную зону).

Первые сионисты мечтали о создании нормальной нации, чтобы раз и навсегда избавиться от ограниченного существования в гетто. Сионисты думали, что получат своеобразное искупление, перестав быть отличным от других и преследуемым другими нациями народом. Они полагали каким-то образом избежать сложностей и конфликта с арабами, рассчитывали, что евреи в конечном счете обретут мир на земле, где их предки основали собственную культуру и религию. Но сионисты столкнулись со столетием военных действий.

У палестинцев не было, по словам Артура Герцберга - профессора Нью-Йоркского университета, ни мессианского видения, ни мечты о возрождении: они просто хотели, чтобы их оставили в покое на земле, которая, как они полагали, была отобрана у них в ходе завоевательных войн. Итоги этих завоеваний, возможно, никогда не будут приняты палестинцами: ни крестоносцы 9 веков тому назад, ни евреи 100 лет тому назад не сумели добиться признания на этой земле.

Выяснение истины в религиозном споре может оказаться попыткой решения квадратуры круга. По выражению министра юстиции в правительстве Барака Йоси Бейлина, Израиль, выиграв шесть войн, может проиграть мир и стать "лишь эпизодом в истории". По сути дела, линия Шарона обрекает Израиль на то, чтобы постоянно находиться в глобальном гетто.

В соответствии со стратегией стоящего ныне у власти правого крыла сионистов Израиль - это чужеродное тело на Ближнем Востоке, и поэтому для него лучше укреплять свою мощь в качестве форпоста Запада в данном районе земного шара и, следовательно, забыть о скором мире.

Одновременно в Израиле усиливаются голоса тех, кто считает, что Ясир Арафат не может быть достойным партнером. Министр внутренних дел Израиля Узи Ландау призвал объявить Арафата военным преступником, а раввин Овадиа Юсеф - духовный наставник ультраортодоксальной партии "Шас" - призвал уничтожать арабов. В этом же русле лежит недавнее заявление нынешнего президента Израиля о том, что евреи не могут понять палестинцев: они им представляются пришельцами из другой галактики - настолько глубоко различие менталитетов.

Такая позиция рождает ответную реакцию и на арабской стороне: позиции исламских радикалов усиливаются.

Бесполезная война скоро будет раздражать и самих израильтян. Интифада стала войной на истощение. В этой войне оккупанта с оккупируемым моральный дух последнего сильнее: он борется за свое существование.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
1470
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
912
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
2919
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
3576

Другие новости