0
1217
Газета В мире Интернет-версия

26.07.2002 00:00:00

Нефтепровод под роялем

Ирина Есина

Об авторе: Ирина Есина - обозреватель газеты "Телеграф" (Латвия).

Тэги: лукойл, алекперов, райдмонд паулс, вентспилс


лукойл, алекперов, райдмонд паулс, вентспилс

Маэстро и нефть

В июне депутат нынешнего сейма Латвии Раймонд Паулс принял неожиданное для многих наблюдателей решение вступить в Народную партию и баллотироваться от нее на грядущих парламентских выборах, которые состоятся 5 октября. Народная партия входит в правительственную коалицию и считает себя либерал-консервативной. Это партия с националистическим уклоном. В русской прессе, которая выразила удивление по поводу такого решения, появилось его высказывание: "...чтобы лоббировать интересы культуры - партия поможет в организации юрмальских фестивалей..." Первый из таких проектов - грандиозный фестиваль "Новая волна". Он пройдет в конце июля в Юрмале, латвийским зрителям обещают показать Аллу Пугачеву, Филиппа Киркорова, Валерия Леонтьева, Лайму Вайкуле. Симптоматично, что в числе спонсоров фестиваля на афишах указана Московская нефтяная компания (МНК)... Не исключено, что и эта компания проявляет интерес к Вентспилсу. Некоторые эксперты, правда, считают, что МНК - не самый крупный игрок на этом направлении, и планы компании дальше строительства нефтеперерабатывающего завода в Вентспилсе не идут. Главным же игроком, претендующим на приватизацию значительного пакета акций "Вентспилс нафта", наши источники называют российский "ЛУКОЙЛ".

Что касается связей Раймонда Паулса с "ЛУКОЙЛом", то, по информации латвийских источников, они основаны на личностных контактах маэстрос руководителями концерна. Паулс находится в прекрасных отношениях с сестрой Алекперова, которая приезжала в Ригу в октябре 2001 года на празднование в Латвии десятилетия компании "ЛУКОЙЛ". Он неоднократно встречался с самим Вагитом Алекперовым и во время своего пребывания в Москве, и во время визитов Алекперова в Ригу. Паулс неизменно играет на всех банкетах "ЛУКОЙЛа" в Риге. У него сложились и прекрасные отношения с вице-президентом "ЛУКОЙЛа", отцом певицы Алсу - Ралифом Сафиным.

В свою очередь, Народная партия рассчитывает на победу на выборах. А возможно - еще и на часть ВН в придачу. Лидер Народной партии Андрис Шкеле недавно заключил перемирие со своим давним врагом - латвийским олигархом, мэром портового Вентспилса и главой Латвийской ассоциации транзитного бизнеса Айваром Лембергом. Это соглашение позволяет Шкеле сосредоточиться на выборах, в которых его партия может рассчитывать на успех и ключевые посты в будущем правительстве.

С начала 90-х годов Шкеле проявлял интерес к "пищевке" и, занимая пост замминистра сельского хозяйства, преуспел в приватизации крупнейших предприятий этой сферы, создав империю Аве Лат. Он трижды становился премьер-министром Латвии, а в 2000 продал Аве Лат за 29 миллионов долларов. Однако доходный нефтетранзит всегда не давал ему покоя. И вот теперь у Шкеле появляется возможность войти в дверь, которую его неприятель Лемберг держал для него закрытой.

Кто здесь Крутой?

В свою очередь, в кулуарах латвийского шоу-бизнеса поговаривают, что бал в Юрмале правит отнюдь не Паулс, а композитор и бизнесмен Игорь Крутой, тоже заявленный в афишах. Его компания АРС занимается менеджментом таких звезд, как Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле и "Премьер-министр", которые будут выступать и на юрмальской "Новой волне". Фестиваль в Юрмале может стать для Крутого своего рода площадкой для налаживания контактов его деловых партнеров с представителями латвийского нефтетранзита. Источники утверждают, что Крутой вел переговоры с бизнес-кругами Вентспилса и наметил с ними встречу в конце июля - начале августа.

Раймонд Паулс категорически отрицает свою причастность к бизнесу Крутого и к деловым интересам Народной партии. Он считает, что слухи распускают его конкуренты по "Новой волне" - дирекция международного фестиваля поп-музыки "Юрмала", с которой возник спор о том, кому же принадлежит идея знаменитых юрмальских концертов.

"Вам еще много подобной клеветы придется услышать от конкурентов нашего фестиваля. Эти парни сделают все, чтобы провалить мероприятие. Видимо, будет еще много неприятностей... Но прошу меня не ввязывать в эти дела!" - сказал Паулс.

В США минуя Латвию

"Возможно ли, что другие российские нефтяные компании захотят руками Народной партии приватизировать ВН?", - спросили мы у главы латвийской компании - "ЛУКОЙЛ-Балтия" Хаима Когана. "Не думаю, что Шкеле пойдет на такие штучки - скорее сам себе все заберет. А мы не вмешиваемся в эти предвыборные дела, - ответил он. - Сегодня Россия строит нефтяные терминалы у себя - и какой смысл приватизировать "Вентспилс нафта"? Экспорт в США, к сожалению, не идет через Прибалтику - море слишком мелкое. Недавно в Америку ушли два танкера через Новороссийск. Всего переправили 240 тысяч тонн. Таким танкерам нужна очень большая глубина. В будущем выходом на Америку может стать Мурманск, а у нас на Балтике слишком мелкие проливы", - считает Хаим Коган. И тем не менее нельзя не вспомнить, что недавно Вентспилский порт углубил дно, чтобы в него могли входить танкеры на 120 тыс. тонн.

Пароходство - товар неинтересный?

Недавно "Вентспилс нафта" приобрела 31% Латвийского пароходства. Господин Коган допускает, что ВН могла провести сделку в интересах другой нефтяной компании. "У Латвийского пароходства сейчас всего три новых танкера - остальные такие "колымаги", что европейские порты их к себе не пускают. Так что "ЛУКОЙЛ" таким пароходством не интересуется", - говорит г-н Коган. И опять же стоит уточнить, что это не совсем так: на первом этапе приватизации Латвийского пароходства в 1998 году заявку на приобретение акций подавала и компания "ЛУКОЙЛ-Арктика".

Господин Коган напомнил, что "ЛУКОЙЛ" недавно закончил строительство собственного флота, который необходим компании в связи с тем, что она увеличивает объемы нефтедобычи. И хотя в прессе недавно прошла информация, что "ЛУКОЙЛ" покидает Латвию с 2004 года, Хаим Коган по этому поводу говорит: "Поживем - увидим, я не думаю, что эта дверь так быстро захлопнется".

И все же у незамерзающего Вентспилса остается надежда стать перевалочным пунктом для нового приобретения "ЛУКОЙЛа" - завода Rafinerija Gdanska в Польше. Правда, для этого, говорит Коган, Вентспилсу придется снизить тарифы, которые сейчас на 10% выше, чем в Приморске. Но пока "Гданьск не взят", считает Коган, говорить об этих планах рано.

Власть в обмен на нефть

Впрочем, у Хаима Когана в Латвии есть оппоненты, которые вполне допускают, что лидер Народной партии Андрис Шкеле мог заключить сделку с россиянами, пообещав им акции "Вентспилс нафты". В беседе с корреспондентом "Телеграфа" Вилис Криштопанс, бывший член правления ВН и экс-премьер, а ныне бизнесмен, сказал, что считает вполне логичным, что любая российская нефтяная компания захотела бы получить вентспилсский порт. Он также допускает возможность, что некая компания могла попросить у Народной партии помощи в приватизации ВН - перед выборами и небезвозмездно. При этом вложения в предвыборную кампанию - копейки по сравнению с прибылью, которую принесет в будущем перекачка нефти через Вентспилс. Кстати, в 1999 году Криштопанс, будучи премьером, обещал президенту "ЛУКОЙЛа" Вагиту Алекперову благоприятные условия для инвестиций в Вентспилс, но так и не выполнил обещаний. Корреспонденту "Телеграфа" он сказал: "Я ничего не могу сказать о планах "ЛУКОЙЛа" по поводу Вентспилса. Сейчас большая часть предприятия принадлежит частным владельцам - возможно, они что-то задумали. Я только помню, что во времена моего премьерства за ту часть, которая досталась государству, заплатили очень большие деньги. Это была одна из самых больших сумм, которую государство получило в процессе приватизации. Сколько получил Шкеле - это надо у него спросить..."

Лидер самой рейтинговой нынче партии "Новое время", экс-президент Латвийского центробанка Эйнар Репше, которого прочат в будущие латвийские премьеры, с интересом выслушал версию о контактах Народной партии с россиянами и сказал, что это вполне реально.

По неподтвержденной информации, в конце мая этого года делегация вентспилсских нефтяников ездила в Москву на переговоры с "ЛУКОЙЛом", однако они закончились неудачей - Вентспилс якобы не устроила цена "ЛУКОЙЛа" за государственный пакет акций, а "ЛУКОЙЛ" - предлагаемое количество акций. Именно с результатами переговоров в Латвии связывают последовавшее за этим неожиданное увольнение с постов верхушки ВН. Хаим Коган отрицает информацию о поездке, он лишь говорит, что с мэром Вентспилса Айваром Лембергом не удалось договориться по тарифам и объемам нефтеперевалки, но это было еще до строительства порта в Приморске.

Вентспилсские акции дорожают

В Латвии не исключают, что появятся и другие российские претенденты на лакомую базу в Вентспилсе - ведь Россия намерена выходить с экспортом нефти на США.

Пресс-секретарь ВН Гундега Варпа посоветовала журналистам обратиться в Агентство приватизации (АП), которое будет решать вопрос о передаче государственной части предприятия в частные руки. АП подчиняется Министерству экономики, а министр экономики Айгар Калвитис - член Народной партии. Сейчас он занимается составлением плана приватизации ВН. Последнее, что он по этому поводу огласил, - это то, что приватизация переносится на послевыборный период и продажа государственной части будет происходить за деньги, а не за сертификаты, как ранее планировалось.

Пресс-секретарь министра экономики Гинтс Липсбергс рассказал, что на сегодняшний день приватизация ВН остановлена, потому что предприятие приобрело акции пароходства. Таким образом, резко повысилась стоимость акций ВН, и министр экономики принял решение продавать государственную часть не за сертификаты, чтобы не продешевить, а за деньги. Господин Липсбергс заверил, что до выборов приватизация ВН вряд ли сдвинется с места. Еще не готовы правила приватизации, поэтому велик риск, что политики смогут на них повлиять. О российских "женихах" вентспилсской базы г-н Липсбергс ничего не слышал.

"Родина не продается"

Нефтебазу в Вентспилсе - одну из крупнейших в Союзе - построили в начале 60-х. После обретения Латвией независимости в 1991 году она стала латвийским государственным предприятием "Вентспилс нафта". К 1995 году была проведена значительная реконструкция, а в 1997-м ВН стало открытым акционерным обществом. Тогда же интерес к акциям ВН во время международной конференции по нефтетранзиту в Юрмале высказали россияне и англичане. "Транснефть" обещала даже построить на российские деньги в Вентспилсе нефтеперегонный завод - в пику Мажейкяю. Но совет ВН и муниципалитет Вентспилса отказали и тем и другим, объяснив это нежеланием разбазаривать национальное достояние. Вскоре после этого россияне активно заговорили о планах в Приморске.

Академик Эстонской академии наук Михаил Бронштейн считает, что сегодняшние неудачи ВН прямиком вытекают из 1997 года: тогда латвийские акционеры не захотели делиться с российскими нефтяниками контрольным пакетом. Он также считает, что это еще не поздно сделать. Он пояснил, что часть акций ВН следует выделить прямым поставщикам нефти, что гарантировало бы в будущем стабильные объемы перевалки нефти.

Сейчас 47% акций "Вентспилс нафты" принадлежат предприятию Latvijas Naftas tranzоts (LNT, Латвийский нефтяной транзит), 43,6% - латвийскому государству. Государственную часть акций после парламентских выборов в октябре 2002 года планируется продать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1511
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1715
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1819
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4156

Другие новости