0
689
Газета В мире Интернет-версия

29.11.2002 00:00:00

Уравнение гегемонов

Тэги: сша, роассия, тайвань, пекин


Владимир Путин начинает в воскресенье официальный визит в Китай, в ходе которого стороны намерены обсудить итоги развития двусторонних отношений и международной ситуации за полтора года, прошедшие после подписания договора о дружбе. Совершенно ясно, что третьим, незримым "участником" нового раунда российско-китайского диалога на высшем уровне станут Соединенные Штаты.

Цзян Цзэминь, который из прежних постов сохранит на ближайшие годы лишь позицию председателя Центрального военного совета, сосредоточится именно на вопросах геополитики и военной стабильности.

Даже 16-й съезд КПК, как считают эксперты, был перенесен с сентября на ноябрь из-за того, что Цзян Цзэминь обязательно хотел перед этим побывать в Кроуфорде и "сверить часы" с Бушем. После чего курс на максимальные усилия в направлении улучшения отношений с США и Западом в целом был окончательно одобрен. Теперь во внешнеполитической части доклада Цзяна на съезде в "рейтинге" окружающего Китай мира страны Запада переместились на первое место, а "окружающие страны" (к которым относится и Россия) отодвинулись на второе.

В Пекине пришли к выводу, что разыгрывать какие-то "треугольники", настраивающие США против Китая, непродуктивно. Один из постулатов цзяновской теории "трех представительств" - подчинение генерального курса КПК всему, что способствует развитию "передовых производительных сил", - в его дипломатическом прочтении означает: Китай должен сделать все, чтобы стать "своим" для Запада, без чего не получить от последнего качественных инвестиций и высоких технологий.

Конечно, совсем уж "своим" Китай для Запада, и прежде всего Америки, еще долго не будет - в силу разности ценностных координат, авторитарности строя и т.д. Однако Пекин, подобно Москве, вполне может искать пути сближения с США в области международной и региональной безопасности, борьбы с терроризмом и распространением ОМУ.

В этой связи вызывают интерес появившиеся в тайваньских СМИ сообщения о том, что в ходе октябрьского визита в Кроуфорд Цзян Цзэминь неожиданно предложил Бушу новый вариант развязки тайваньской проблемы. Китай, мол, "замораживает наращивание ракет или выводит их из Тайваньского пролива", а США в ответ берут на себя обязательства по сокращению поставок на остров вооружений.

Буш вроде бы обещал подумать над этой идеей. Подумать есть над чем: ведь Китай в настоящее время разместил на своей стороне пролива около 400 крылатых ракет, нацеленных на Тайвань.

Предложение Цзяна направлено на разблокирование главного препятствия для улучшения китайско-американских отношений (военная поддержка Вашингтоном Тайваня) и, как следствие, на снижение напряженности в Тайваньском проливе, где существует наибольшая вероятность конфликта, чреватого мировой войной.

Военные приготовления Пекина в отношении Тайваня на практике осуществляются за счет поставок вооружений из России. Более того, как считают военные эксперты (см. "Независимое военное обозрение" # 41 от 22.11.02), с поступлением на вооружение Китая заказанных Пекином истребителей, эсминцев и субмарин Поднебесная добьется доминирования в акваториях Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей.

Естественно, США - не говоря уже о соседях Китая - весьма болезненно реагируют на превращение КНР в регионального "гегемона". Но на деле сокращение поставок американского оружия на Тайвань может быть реализовано только в увязке со снижением объемов и качественного уровня поставок российских систем оружия. Вне этой увязки на предложенный Цзяном размен американцы вряд ли пойдут.

Может ли быть достигнуто взаимопонимание между Китаем, США и Россией по мерам укрепления военной стабильности и доверия в Юго-Восточной Азии, а если говорить в более широком плане, то в АТР в целом (ведь есть еще и проблема Корейского полуострова!)? Говорить об этом можно только "в общем плане", иначе китайцы упрекнут Москву во "вмешательстве во внутренние дела" (к каковым относится тайваньский вопрос).

Ситуация на рубежах Китая пока выглядит так. На восточных рубежах без российского оружия Китай не может напасть на Тайвань, а без американского Тайвань не может защититься от такого нападения. На западных рубежах без американского военного участия пока нельзя решить проблему безопасности и стабильности в Центральной Азии, при этом американское присутствие там было одобрено Москвой.

На том и другом направлении американцы имеют плацдармы, которые рассчитаны на "сдерживание" Китая. И в том и в другом случае Россия могла бы способствовать улучшению отношений между Пекином и Вашингтоном. По идее это настраивает на трехсторонний диалог в области безопасности. Но его нет, ибо пока не сформировалась общая трехстороння повестка в данной области.

Между тем уже десять лет говорят о заинтересованности России и США в обеспечении такого расклада, когда те или иные пары игроков (за спиной которых стоят Россия и США) перестают угрожать друг другу и вести ускоренную гонку вооружений. Но пока мы с американцами в ряде случаев по-прежнему поставляем вооружения противоборствующим сторонам.

В Москве считают, что без экспорта российского оружия в Китай наш ВПК просто умрет. О потенциальных угрозах со стороны Китая соседям никто не говорит. Для самой же России, как считают эксперты российского Минобороны, наш экспорт оружия Китаю угрозы вроде бы не составляет...

Более оптимистично видятся перспективы трехстороннего взаимодействия в области безопасности в Центральной Азии. В США давно поговаривают о целесообразности установления какого-то формата взаимоотношений с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). И это было бы вполне логично: ведь фактически американцы сейчас являются главной силой стабилизации ситуации в ЦА, но при этом остаются каким-то не замечаемым ШОС "теневым игроком".

Но если на Западе возможна "двадцатка" (НАТО плюс Россия), то почему на Востоке нельзя попробовать создать "семерку" (ШОС плюс США), к которой затем могут присоединиться и другие страны региона? Проблема, однако, в том, что этого не хочет Пекин. Но это пока. Вполне вероятно, что рассуждения о том, что, мол, США пуще прежнего "окружают" Китай, уступят в Пекине место более взвешенным оценкам по мере улучшения их двусторонних отношений.

Единственная, по сути, в своем ключевом значении проблема, которую предстоит решить на этом пути, тайваньская. Данное президентом Бушем вскоре после прихода в Белый дом обязательство защитить Тайвань всей мощью американских ВС в случае нападения материка на остров остается в силе.

Но что-то и как-то все равно будет "разруливаться". Тем более что о трансформации российско-китайского стратегического партнерства в военно-политический альянс сейчас речи не идет. Соответственно и значение Тайваня для США как "непотопляемого авианосца" в какой-то степени снижается.

Зато у всех трех важнейших мировых игроков действительно появились общие заботы: борьба с международным терроризмом и распространением ОМУ, поддержание мира в Центральной Азии.

Выход Москвы и Вашингтона на взаимопонимание, что гонка вооружений в Тайваньском проливе на новом этапе геополитического развития не нужна ни России, ни США, объективно необходим. Но тогда встает вопрос о компенсациях. Реальность такова, что, кроме оружия, а также сырья и энергоносителей, Россия мало что может поставлять на экспорт. С учетом этой реальности Вашингтон мог бы задуматься о приемлемых формах компенсации российской стороне сокращения объемов ВТС с теми странами, которые считаются потенциальными противниками Соединенных Штатов.

Лакмусовой бумажкой реальных намерений Пекина в Азиатско-Тихоокеанском регионе станет практическая реализация китайской стратегии на восточном и южном направлениях. В случае если КНР начнет осуществлять свое экспансионистское продвижение в ЮВА, России, как представляется, придется пересмотреть профиль своих отношений с Пекином.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1477
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1683
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1787
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4104

Другие новости